О технических условиях на изделия из стекла

О технических условиях на изделияНа подготовительном уроке к экскурсии, после рассмотрения общих сведений разбираются свойства стекла и его применение. Студенты изучают техническую документацию на изделия из стекла – особенности разработки технических условий на продукцию. Материал закрепляют — проводится письменный опрос.

Условия  использования демонстрационного материала

Учитель демонст­рирует различные технические и бытовые изделия из стекла и от­мечает его свойства: прозрачность, устойчивость, высокую меха­ническую прочность. Раскрывает роль М. В. Ломоносова в развитии теории и практики стекловарения: М. В. Ломоносов впервые раз­работал научные основы получения стекол с различными свойст­вами. Созданная им свыше 230 лет тому назад методика получе­ния цветных стекол не только значительно опередила состояние стеклоделия в то время, но и в научных принципах не потеряла своего значения и в наше время.

М. В. Ломоносов впервые в ми­ре разработал метод горячего прессования стекла.
Далее вместо рассказа учителя девятиклассникам предлагают посмотреть учебный кинофильм «Производство стекла», который должен стать для них основным источником новых знаний.

Подготовка к просмотру учебного фильма

О технических условиях на изделияПеред просмотром фильма учитель ставит вопросы, которые ориентируют учащихся на восприятие нового материала. На переносной доске заранее записывают следующие вопросы:

1. Что собой представ­ляет стекло, и с какими видами стекол вы познакомились?

2. Ка­кое сырье используют для производства: а) обычного оконного стекла; б) хрустального и в) жаропрочного стекла?

3. Как на про­изводстве осуществляют: а) подготовку шихты; б) нагревание ших­ты; в) варку стекла; г) охлаждение стекломассы; д) изготовление листового стекла?

После просмотра фильма проводится фронтальная беседа. Уча­щиеся отвечают на поставленные вопросы. Их предупреждают о предстоящей экскурсии на стекольный завод. Учитель дает перечень вопросов. Ответы на эти вопросы учащиеся должны будут найти в процессе экскурсии.

Какие условия содержатся в вопросах к экскурсии

Вопросы могут быть следующими:

1. Откуда поступает сырье на завод, и каким требованиям произ­водства оно должно удовлетворять?

2. Какую предварительную обработку проходит сырье?

3. Что собой представляет шихта, как ее готовят?

4. Как устроена печь для варки стекла, каковы ее объ­ем и продуктивность? Как печи загружают?

5. Каковы оптималь­ные условия варки стекла и как их достигают?

6. Как из стекло­массы вырабатывают различные изделия?

7. Какие виды работ вы­полняет химическая лаборатория завода?

8. С какими профессия­ми рабочих стекольного производства вы познакомились? Какую роль играют химические знания в их квалификации?

Об обеспечении условий безопасности на экскурсии учащихся

ТУ на изделия из стеклаЭкскурсия. Во время вступительной беседы экскурсовод рас­сказывает, какую продукцию выпускает завод, каково значение данного завода в общей системе народного хозяйства, кратко зна­комит учащихся с историей завода и обязательно напоминает о соблюдении правил по технике безопасности при посещении пред­приятия. Студентам сообщается что в целях обеспечения безопасности производства и соблюдения санитарных норм и правил на заводе оформлена программа производственного контроля (ППК).

Экскурсовод сообщает, что в настоящее время уже работают установки более прогрессивного способа производства листового стекла — безлодочного вытягивания. Этот метод применяется на Львовском механизированном стекольном заводе, Лисичанском сте­кольном заводе «Пролетарий» и Лисичанском механизированном заводе. На отдельных заводах нашей страны методом непрерывного проката изготовляют по­лированное стекло.

В другом отделении цеха механизированного формова­ния учащимся показывают, как на прессовыдувных машинах с помощью сжатого воздуха ма­шина-автомат выдувает бу­тылки.
В заключение учащиеся по­сещают химическую лабораторию. Здесь они узнают о том, как разрабатывают рецепты для приготовления шихты, как анализи­руют сырье и сваренное стекло, проверяют качество листового стекла и бутылок.

Технические условия – тема для повторения на итоговом занятии

Организуют беседу по тем вопросам, которые ставились перед учащимися до экскурсии. Предлагают учащимся рассказать о трудовых функциях оператора, механика, лаборанта, технических условиях на продукцию, а также об условиях труда и охране труда. Выясняют, что необходимо знать и какие качества личности требуются для овладения этими профес­сиями.

Затем учитель рассказывает об успехах производства стекла в нашей стране и перспективах его дальнейшего развития, в том числе приводит данные по конкретной республике. Так, например, на многих стекольных заводах нашей страны разрабатываются но­вые эффективные способы приготовления шихты, применяются ус­корители варки, продлен срок службы ванных печей, освоена вы­сокотемпературная варка стекла. Широко внедряется автомати­зация управления производственными процессами с применением электронно-вычислительной техники. На Лисичанском механизи­рованном стекольном заводе для лучшего управления работой пе­чей оборудована телевизионная установка, построен новый цех с полной механизацией и автоматизацией процессов.

В конце урока с целью закрепления знаний демонстрируется кинофрагмент «Стекло». Отдельные учащиеся получают задания (индивидуальные и групповые) изготовить коллекции из собран­ного экскурсионного материала, таблицы-схемы для кабинета хи­мии и др. Эти наглядные пособия пригодятся при изучении произ­водства стекла в следующем учебном году.