О технических условиях на химическую продукцию производства

О технических условиях на химиюЭкскурсия проводится в IX классе при изучении свойств и способов получения важнейших азотных удобрений. В рамках этой темы также изучается техническая документация — технические условия (ТУ) на продукцию. В начале урока рассматривают сле­дующую классификацию азотных удобрений: аммиачные, нитратные (нитраты кальция, натрия, калия), аммиачно-нитратные (аммиачная селитра), амидные (мочевина, или карбамид).

Об условиях образования азотных удобрений

Отмечают, что азотные удобрения — представители первых трех классов — образуются при взаимодействии аммиака с кислотами или азотной кислоты с гидроксидами металлов. Учащиеся выполняют лабораторные опыты по ознакомлению с азотными удобрениями: рассматривают выданные им образцы твердых азотных удобрений, записывают их названия, химические формулы, описывают внешний вид, определяют растворимость в воде при обычной температуре. Более подробно останавливаются на изучении нитрата аммония (аммиачной селитры) и карбамида (мочевины): вычисляют массовую долю азота в этих удобрениях, и, пользуясь таблицей с изображением принципиальной схемы про­изводства NH4NO3, учащиеся знакомятся с промышленным полу­чением аммиачной селитры.

Об отличительных особенностях техусловий на химическую продукцию

ТУ на химическую продукцию производстваУчитель сообщает об экскурсии на химический комбинат. На экскурсии все непосредственно познакомятся с производством карбамида — это концентрированное азотное удобрение (из группы твер­дых). В общих чертах объясняют химизм производства. В про­мышленности карбамид получают путем непосредственного син­теза из аммиака и оксида углерода (IV). Процесс получения до­вольно сложный, но в общем виде его можно изобразить следую­щим уравнением:

2NH3+CO2   CO(NH2)2+H2O + Q

Учащиеся самостоятельно дают физико-химическую характери­стику процесса, отмечая, что синтез карбамида — реакция слож­ная, экзотермическая, обратимая.

Экскурсовод рассказывает учащимся о работе аппаратчика гра­нуляционной башни, отмечает, что это очень распространенная в туковой промышленности рабочая профессия, предлагает учащим­ся познакомиться с трудовыми функциями аппаратчика гранули­рования. Ребята наблюдают, как он управляет технологическим процессом гранулирования, осуществляемым в специальных баш­нях непрерывного действия, регулирует равномерное поступление в башню плава и воздуха, обеспечивает в соответствии с техно­логическим режимом необходимые температуру, давление, берет пробы и определяет гранулометрический состав готового продук­та, выгружает карбамид и ведет записи в производственном жур­нале. Запись необходимо сделать в соответствии с разработанной программой производственного контроля на комбинате, потому что любое производство может негативно влиять на здоровье людей и чистоту окружающей среды, а документация помогает вести четкий контроль и учет.

Аппаратчик оборудования должен знать технические условия или ГОСТ

При этом экскурсовод подчеркивает значение химических и других общеобразовательных знаний для успешного выполнения аппаратчиком гранулирования своих трудовых функций. Аппаратчик должен знать физико-химические и технологические свойства сырья, полупродукта и готового продукта, технические условия или ГОСТ, понимать сущность всего технологического процесса и знать особенности процесса гранулирования. Кроме того, он должен знать устройство и принципы работы оборудования и контрольно-изме­рительных приборов на своем участке, правила регулирования ус­ловий проведения процесса. Должен уметь вычислять выход гото­вого продукта и рассчитывать в соответствии с этим необходимую массу плава, визуально определять качество гранул, регулиро­вать процесс вручную и автоматически, выгружать из башни кар­бамид.

Внимание учащихся обращается на требования, которые дан­ная профессия предъявляет к качествам личности работника. Экс­курсовод отмечает, что аппаратчик должен быть внимательным, наблюдательным, уметь быстро ориентироваться в постоянно ме­няющихся условиях и быстро принимать решения, быть дисцип­линированным, проявлять творческое отношение к труду.

Особенности и условия проведения итогового урока

ТУ на химическую продукциюИтоговый урок. При проведении итогового урока нет необхо­димости повторять весь экскурсионный материал. Целесообразнее на его основе обобщить полученные учащимися знания об азотных удобрениях. С этой целью сначала следует вспомнить основные ви­ды азотных удобрений, назвать их и записать формулы, охарак­теризовать свойства, подчеркнув при этом преимущества грану­лированных удобрений перед порошкообразными.

В процессе бе­седы учащимся предлагают записать уравнения реакций, лежащих в основе получения в промышленных условиях: а) карбамида; б) аммиачной селитры; в) натриевой селитры; г) кальциевой се­литры; д) сульфата аммония; сравнить виды сырья, необходимого для их производства; определить, какие из этих удобрений требу­ют для своего производства более доступного сырья.

После этого уже можно, пользуясь таблицами, повторить в об­щих чертах технологический процесс получения карбамида и ам­миачной селитры. При этом важно отметить общие научные прин­ципы, используемые на данных производствах, и подчеркнуть роль азотных удобрений в повышении урожайности сельскохозяйствен­ных культур, в том числе роль карбамида в животноводстве, в реализации Продовольственной программы СССР.