Главная » Архивы-2 » О стратегических планах и задачах северных регионов страны

О стратегических планах и задачах северных регионов страны

Михаил Николаев, президент Республики Саха (Якутия), председатель «Северного Форума»

Якутия станет соучредителем Международного банка

О стратегических планах В недалеком прошлом Северный морской путь был локомотивом не только экономики России, но и научно-технического прогресса. По нему осуществлялась транспортировка грузов на север из других стран и европейской части России и обратно. Продукция была обеспечена сертификатами качества. Это важно. Ведь к качеству продукции отечественных предприятий зарубежными странами предъявляются высокие требования. Это повышает конкурентоспособность и безопасность товаров на внешних рынках, что имеет огромное значение для развития экспорта. Сейчас же многие порты, расположенные вдоль Северного Ледовитого океана, многие горнодобывающие, строительные и другие предприятия практически свернули свою деятельность.

Мы теряем веками осваиваемую территорию. Однако восстановить утерянное можно. Но только имея Северный морской путь. Дело не только в объемах перевозок. Для России эта задача — стратегическая. Освоить богатства недр Севера без Севморпути невозможно. А ведь в одной лишь нашей республике только вдоль побережья этих богатств — на 700 млрд. долларов! И это — только в одной республике!

Мы предлагаем создать Международный банк развития и реконструкции Арктики, учредителями которого могли бы стать все регионы, а также само федеральное правительство. В его уставный фонд мы готовы внести 0,5 процента от годового объема промышленного производства республики. Это — 40 млрд. рублей. Думаю, Тюмень, Коми, Архангельск и Мурманск, имея огромный промышленный потенциал, согласились бы внести и свою долю. Второй шаг — создать Российское акционерное общество «Северный морской путь» или же холдинг. И, в-третьих, мы предлагаем, чтобы эта система стала не только общероссийской, но и составной частью трансконтинентальной транспортной схемы XXI века. Тогда в холдинговую компанию вступили бы и скандинавские страны, Япония, США, другие заинтересованные территориальные объединения и международные организации.

Чтобы трасса служила экономике

Николай Смирнов, заместитель министра транспорта Российской Федерации

О стратегических планахСеверный морской путь — это судоходная водная трасса, проходящая вдоль побережья России через моря Северного Ледовитого океана. Несмотря на финансовые трудности, администрация Севморпути и Министерство транспорта делают все возможное, чтобы трасса работала на экономику Крайнего Севера. В XXI век мы войдем с автоматизированной системой управления движения судов. В западном секторе уже установлены 4 станции, позволяющие автоматически определять положение ледокола или транспортно-ледокольного судна. Всего же таких станций необходимо 14. В 2000 году мы поставим последнюю, а соответствующие электронные карты и другие технические средства имеем уже сегодня.

Конечно, транспортный флот устарел. Более того, все танкеры остались в свое время в Латвии. Поэтому Минтранс искал такую частную судовладельческую компанию, которая могла бы взяться за освоение Арктики. И мы ее нашли. Это — «Лукойл». Компания разработала программу строительства 10 танкеров ледового класса. Два из них — «Волгоград» и «Пермь» — уже сданы в эксплуатацию, а остальные будут построены до конца столетия. Эти 10 танкеров обеспечат завоз нефтепродуктов практически на все участки арктического побережья.

Работы непочатый край

Анатолий Ефремов, губернатор Архангельской области

В наши дни проблема развития Северного морского пути особенно актуальна. Ведь на Севере открыты новые богатейшие месторождения нефти и газа. К примеру, Штокманское, запасы которого оцениваются в 3, 2 триллиона кубометров газа. Таких месторождений мир еще не знал! А Приразломное месторождение нефти в море? Это — более 100 миллионов тонн! Есть и уникальное месторождение алмазов. Общеизвестно, что если 10-12 процентов из них ювелирные, то это — отличное месторождение. А у нас таких алмазов 62 процента! Представляете, какое это богатство?… Нужно только разумно им распорядиться.

Мы уже начали осуществлять программу «Северные ворота», чтобы и нефть, и газ отправлять морем. Потенциал военно-промышленного комплекса, работавшего над созданием атомоходов, перепрофилируем под строительство буровых платформ и танкеров ледового класса. Интересен и проект эксплуатации подводных танкеров, которым, кстати, заинтересовались в Японии. Во время моего недавнего визита в Страну восходящего солнца мы долго обсуждали эту проблему с японскими коллегами и пришли к выводу, что такие подводные суда нужно строить и использовать на траcсах Северного морского пути. Так что работы непочатый край.