О стоимости билетов  МПС в праздничные дни

МПС увеличило стоимостьРост цен на билеты на пассажирский железнодорожный транспорт произошел в праздничные дни. Было озвучено, что это временные меры и стоимость билетов снизится после праздников. Но все же есть все условия к тому, что временные цены станут постоянными, по крайней мере, до следующего повышения. Тем более, если сохранится пассажиропоток, а то, что он сохранится, не вызывает сомнений.

Проект программы реформирования МПС

Существует программа реформирования Министерства путей и сообщений (МПС), которая была одобрена 12 апреля Правительством РФ. В программе представлены расчеты по разработанным техническим условиям проекта по развитию сети железнодорожного транспорта на ближайшие 10 лет. На кон ставится экономический эффект и целостность России.

За первые два года реструктуризации предполагается создать необходимую техническую документацию и законодательную базу. В 2003 году будет создано ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), с учредителем в виде Правительства РФ. 17 российских железных дорог, в том числе и Горьковская, к которой относится Ижевское отделение, окажутся его отдельными структурными филиалами. Заводы по ремонту подвижного состава и производству технических средств железных дорог должны стать дочерними холдинговыми компаниями ОАО «РЖД».

Таким образом, МПС придется пройти через все этапы приватизации, которые прочувствовали и иные отрасли промышленности: акционирование, расчленение и распродажа. Как при этом будут соблюдаться интересы регионов как собственников, не совсем ясно.

Акционирование железных дорог предполагается по схеме «100% акций в руках государства». Эта схема, как уже стало ясно, не предполагает вечного сохранения акций у государства. В 2005-2006 гг., по предложенной программе, отдельные предприятия железнодорожной отрасли пойдут по частным рукам. То есть произойдет продажа крупных пакетов акций с формальной целью привлечения инвестиций. Каковы будут инвестиции, неизвестно, зато по существующим документам уже совершенно понятно, что трудовые коллективы окажутся изолированными от процесса приватизации. Они будут просто проданы с аукциона вместе с оборудованием.

Привлечение инвестиций – главное техническое условие приватизации железных дорог

стоимость билетовПо словам начальника Ижевского отделения ГЖД, приватизация железных дорог позволит привлечь инвестиции и повысит конкурентоспособность по работе подвижного состава: «Конкурентоспособность будет повышаться за счет сдачи локомотивов и вагонов в аренду». Как это скажется на качестве оказываемых услуг, кто с кем будет конкурировать?

Железнодорожная отрасль в условиях России была и остается естественной монополией. Поэтому трудно представить, что в Удмуртии будут действовать несколько железнодорожных компаний, свободный выбор между которыми стал бы тормозом для роста цен.

В приватизации железнодорожной отрасли в первую очередь заинтересованы российские сырьевые экспортеры. Особенно же их заинтересованность проявляется в существовании и удешевлении грузовых перевозок. А удешевление произойдет не за счет удачного менеджмента и как плата за технические условия, а с помощью ставших уже привычным инструментарием корпоративных цен.

О проектах по уменьшению долга Ижевского ГЖД

Хотя все текущие платежи делаются в срок, на Ижевском отделении ГЖД висит 150- миллионный долг в консолидированный бюджет. Износ вагонов и локомотивов составляет 53%. Это означает, что половину того, что бегает по нашим железным дорогам, надо выбрасывать. Ижевское отделение ГЖД душится непомерными тарифами на электроэнергию, установленными «Удмуртэнерго», которые являются одними из самых высоких в регионе. Стоимость электроэнергии, идущей на тягу поездов, по предъявленным документам Александра Рябкова, завышена на 10-15%.

Есть мнение, что реформирование структуры и передел собственности вряд ли помогут решить эти проблемы. Более того, практика показала, что приватизация обуславливает приток частных капиталов только в прибыльные отрасли. В МПС это грузоперевозки. Дотационные же, как и везде окажутся на грани выживания, на подпитке местных и республиканских бюджетов. А к не прибыльным, экономическим изгоям в железнодорожном хозяйстве относятся ни много ни мало — пассажирские перевозки. Именно поэтому концепция реформирования железных дорог предусматривает, например, передачу в управление местных органов власти пригородные железнодорожные перевозки. А это в условиях бедности местных бюджетов означает, что произошла просто покупка технических условий для еще одной монополии и будет новый виток цен на билеты.