О разработке паспортов ГОСТ на продукцию сахарного завода

1 часть занятия

О разработке паспортов ГОСТ Экскурсия проводится в X классе при изучении темы «Угле­воды». В школах, расположенных вблизи сахарных заводов, ре­комендуется отводить дополнительный час за счет перепланиров­ки учебного материала на тему «Углеводы», где программой пре­дусмотрено изучение технической документации. На подготовительном занятии учитель сообщает о порядке разработки паспорта на продукцию ГОСТ. Паспорт качества — официальное удостоверение, документ производителя, в котором содержится информация о качестве и безопасности сахарной продукции.

Об условиях переработки сахара, его физических и химических свойствах

Подготовительный урок. После рассказа о нахождении саха­розы в природе, рассмотрения ее физических свойств разбирают строение молекул сахарозы, а затем химические свойства. Возни­кает необходимость проверить, содержит ли молекула сахарозы те же функциональные группы, что и глюкоза. Прежде всего, про­веряют наличие гидроксильных групп. Учащиеся выполняют лабо­раторный опыт: в пробирку с раствором медного купороса доли­вают избыток раствора едкого натра. Затем к свежеосажденному гидроксиду меди (II) добавляют раствор сахарозы. На основании ранее полученных знаний учащиеся объясняют, что исчезновение осадка гидроксида меди (II) под влиянием сахарозы обусловлено образованием растворимого сахарата меди ярко-синего цвета (по аналогии с образованием глицерата меди). Вспоминают, что ре­акция с гидроксидом меди (II) — качественная реакция на много­атомные спирты. Делают вывод о том, что сахароза — многоатом­ный спирт.

Об условиях проведения опытов с сахарозой

Для подтверждения вывода учитель предлагает выпол­нить следующий опыт: взболтать взятый в избытке раствор саха­розы с известковым молоком. Учащиеся наблюдают растворение осадка гидроксида кальция вследствие образования растворимого сахарата кальция. Условно реакцию можно выразить следующей схемой:

С12Н22О11 + Са(ОН)2 С12Н22О11·СаО+Н2О

Указывают, что этот процесс (дефекация) осуществляется на сахарном заводе с целью очистки сахарозы от растворимых при­месей. Объясняют, что для выделения сахара из раствора, обработанного гашеной известью, его насыщают оксидом углерода (IV). Происходит так называемая сатурация. Этот процесс услов­но можно изобразить следующей схемой: С12Н22О11·СаО+СО2 С12Н22О11+CaCO3 Учащиеся составляют уравнение этой реакции: С12Н22О11 + Н2О С6Н12О6+ С6Н12О6

Так учащихся подводят к выводу о том, что молекулы сахаро­зы состоят из соединенных друг с другом осадков глюкозы и фрук­тозы.

Об условиях безопасности во время проведения экскурсии на сахарный завод

продукция сахарного заводаЭкскурсовод подчеркивает существенное отличие производства сахара от других химических производств. Ознакомление с технологическим процессом начинают с кага­тов, откуда сахарная свекла подается на завод гидравлическим транспортером. Учащиеся наблюдают, как по желобам с водой, оборудованным механическими соломо- и камнеулавливателями, передвигается свекла и с помощью насосов подается в свекломой­ку. Промытая свекла поднимается элеватором на высоту 15—17 м, взвешивается на автоматических весах (они одновременно регист­рируют массу сырья, поступающего на завод) и подается в свек­лорезку, где она измельчается, превращаясь в тонкую стружку. Свекловичная стружка поступает в диффузионные аппараты не­прерывного действия — диффузоры. Экскурсовод обращает внимание на то, что первейшая задача производства заключается в том, чтобы как можно полнее выде­лить сахар из свеклы. С этой целью через диффузоры пропускают горячую воду навстречу движущейся стружке.