О программе производственного контроля (ППК) для фермы

1 часть занятия

О программе производственного контроля (ППК) Учащиеся сельских школ во время обучения знакомятся не толь­ко с отдельными элементами сельскохозяйственных знаний, но и с собственно сельским хозяйством, которое ведется в огромных масштабах с широким использованием достижений науки и приме­нением механизации трудоемких процессов.

О требованиях к изучению ППК – составной части технической документации для продукции сельского хозяйства

На занятиях учащиеся знакомятся с технической документацией, требованиями к оформлению программы производственного контроля. Знакомство учащихся с санитарными требованиями. Это один из важных элементов системы, которая обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, сохраняет жизнь и здоровье людей и окружающей среды. Это контроль руководителя предприятия за тем, чтобы в организации соблюдались требования санитарных правил и проводились профилактические мероприятия.

Начиная с младших классов, учащиеся постепенно овладевают приемами ухода за животны­ми (кролики, куры), мерами и условиями безопасности по обращению с ними. Изучая раздел курса биологии «Живот­ные», знакомятся сначала с птицеводческим, затем животноводче­ским хозяйством. Направление учебных экскурсий при этом быва­ет различным в зависимости от местных условий (овцеводческая ферма, свинооткормочное хозяйство). Учитывая это и тот факт, что основным и наиболее распространенным направлением животноводства в нашей стране является разведение крупного ро­гатого скота для получения от него мясных и молочных продуктов, в качестве объекта экскурсии следует выбрать молочнотовар­ную ферму колхоза или совхоза.

Об условиях комбинированной экскурсии с учителем биологии

Экскурсия проводится в XI классе при изучении темы «Белки» совместно с учителем биологии как комплексная. Учитель биоло­гии будет закреплять, совершенствовать зоотехнические знания школьников, раскрывать конкретные задачи и пути подъема эффективности животноводства: увеличение надоев молока и сред­ней массы скота за счет усовершенствования качественного соста­ва поголовья, улучшения племенной работы, разведения животных высокопродуктивных пород, значительного увеличения производст­ва кормов, улучшения их качества и рационального использова­ния.

Учитель химии будет рассматривать роль комплексной хими­зации животноводства в реализации Продовольственной програм­мы СССР, покажет значение белков в откорме животных, влия­ние на эффективность животноводства кормовых добавок, амино­кислот, антибиотиков, различных стимуляторов роста животных.

Об условиях рассмотрения программных вопросов на подготовительном занятии

ППК для фермы Подготовительный урок. Рассматривают такие программные вопросы, как успехи синтеза белков, роль микробиологической про­мышленности в выполнении Продовольственной программы СССР. Подчеркивают, что XXVII съезд КПСС, выдвигая широкую про­грамму развития агропромышленного комплекса, на первый план поставил задачу надежно обеспечить страну продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем.

Обращают внимание на усиление роли науки в реализации Про­довольственной программы. В настоящее время ученые интенсивно работают над проблемой получения синтетической пищи. Особенно важно открыть дополнительные ресурсы белков. Необходимость синтетического получения углеводов пока еще не ощущается. Ре­сурсы жиров ограничены, но их можно повысить, если не расхо­довать жиры на технические нужды. К тому же синтез жиров в принципе достаточно ясен. А вот повысить ресурсы белкового пи­тания наиболее сложно. Этого можно достичь химическим синтезом, как белков, так и аминокислот, необходимых организму, кото­рые можно непосредственно использовать в пищу. Но химический синтез белков пока еще недоступен, на помощь приходит микро­биологический синтез.

В Продовольственной программе среди новых отраслей, обслу­живающих сельское хозяйство, указана микробиологическая про­мышленность, которая приобретает в нашей стране все большее развитие. Она основана на биотехнологии’ и производит с помо­щью микроорганизмов ценные продукты из непищевого сырья.

Об условиях добавки питательных кормов в рацион животных

Учащихся предупреждают об экскурсии на животноводческую ферму и объясняют, что в настоящее время для повышения пи­тательности кормов в рацион животных добавляют различные хи­мические вещества. Особое значение имеют белково-витаминные добавки, такие, как карбамид (мочевина) и соли аммония для жвачных (пополняют недостаток белков в кормах), аминокислоты для свиней и птицы (улучшают качество кормовых белков), ви­тамины A, D, В12, а также фосфат кальция Са3(РО4)2, мел СаСО3, поваренная соль NaCl, иодид калия KI, сульфат марганца (II) MnSO4 и др. (устраняют недостаток минеральных веществ в кор­мах).

Для нормальной жизнедеятельности животное должно полу­чать с кормом определенную массу питательных веществ. Изве­стно, например, что корова массой 460 кг при суточном удое 10 кг должна получать с кормом 1 кг белков. Но, к сожалению, боль­шинство кормов растительного происхождения (кукуруза, свекла, картофель, силос) содержат очень мало белков. А недоста­ток белков в рационе молодых животных вызывает прекращение их роста, у взрослых животных — похудение, коровы начинают давать меньше молока, у кур уменьшается яйценоскость. Чтобы этого не допустить, в рацион включают высокобелковый корм (макуха, кровяная или рыбная мука, молочный обрат, люцерновая мука). Массовая доля белков в этих кормах составляет от 15 до 70%.

Об условиях обеспечения синтетическими веществами

ппк разработкаХимия обладает реальной возможностью обеспечивать жи­вотноводство синтетическими веществами для повышения содер­жания белков в рационе жвачных животных, снабжая сельское хозяйство различными веществами, например карбамидом.

Повторяют материал, который учащиеся изучали в курсе не­органической химии, когда рассматривались азотные удобрения. Вспоминают, что собой представляет карбамид. Учитель демон­стрирует вещество, а учащиеся рассматривают выставленные на лабораторные столы образцы карбамида CO(NH2)2 и отмечают, что карбамид представляет собой кристаллическое порошкообраз­ное вещество белого цвета, без запаха.

Выполняют лабораторный опыт и убеждаются, что карбамид хорошо растворяется в воде. Учитель добавляет, что это вещество обладает горько-соленым вкусом, и перечисляет его названия — мочевина, карбамид, диамяд угольной кислоты, которые на уровне XI класса вполне понятны учащимся. На доске вывешивается таблица, исполь­зуя ее, вспоминают технологический процесс получения мочевины, записывают уравнение реакции получения ее из оксида углерода (IV) и аммиака и отмечают оптимальные условия промышленного синтеза мочевины.