О проекте поднятия уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС

Михаил Башков

О проекте поднятия уровняИз присланной телефонограммы: «B случае осуществления перспективных планов подъема уровня Нижнекамского водохранилища на долю Удмуртской Республики придется большая часть из 86 тысяч га затопленных земель».

Нижнекамское водохранилище – технические условия эксплуатации

В конце июля Комитет природных ресурсов Удмуртии получил из Комитета природных ресурсов Татарстана разработку технических условий по проекту соглашения эксплуатации Нижнекамского водохранилища. Документация поступила от Министерства природных ресурсов Российской Федерации, также были уведомлены правительства Татарстана, Башкортостана и Удмуртии о взаимоотношениях по вопросу режима эксплуатации Нижнекамского водохранилища.

Удмуртии предложено согласиться с перспективой подъема воды в водохранилище до отметки 68 м и с тем, чтобы эксплуатационный уровень водохранилища в ближайшее время остался на отметке шестьдесят три с половиной метра (ранее эта отметка была лишь паводковой). В обмен на согласие, Удмуртии предложены привлекательные условия — 8% прибыли от реализации дополнительно полученной электроэнергии, а Татарстан и Башкортостан должны получить по 46%. Не касаясь пока экологических последствий этого проекта, отметим скромную щедрость наших соседей: по условиям выполнения проекта будет затоплено более половины удмуртских земель.

Проект в исторически сложившихся условиях

Проект поднятия эксплуатационного уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до отметки 68 метров был разработан еще в семидесятые годы прошлого века, когда слово «экология» большинству советских людей было неведомо. Осуществление проекта предполагалось завершить в 1984 году. В проект были вложены немалые по тем временам средства. Но сначала финансовые затруднения, а затем экологизация сознания людей помешали его осуществлению. Уровень воды в Нижнекамском водохранилище с конца семидесятых годов остался на отметке 62 метра.

В реанимации проекта поднятия Нижнекамского водохранилища заинтересованы объединенные теперь энергетические компании Татарстана и Башкортостана. Они не входят в состав холдинга РАО «ЕЭС России» и, чтобы укрепить свою автономность, пытаются найти возможности получения дополнительной электроэнергии. Что же мешает поднятию уровня воды в водохранилище Нижнекамской ГЭС? Российское законодательство, по которому хозяйственные решения, имеющие последствия для природной среды нескольких субъектов Российской Федерации, должны пройти государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне. Впрочем, теперь, когда государственная экологическая экспертиза в Российской Федерации входит в состав ведомства по использованию природных ресурсов, а не охраны окружающей среды, не будет ничего удивительного, если такая экологическая экспертиза даст положительное заключение. Но и тогда любой из субъектов Федерации вправе отстаивать свою точку зрения.

О судьбе проекта в нынешних условиях

О проекте поднятия уровня водохранилищаТатарская и башкирская стороны предлагают Правительству Удмуртии согласиться с вариантом поэтапного компенсирования ими нанесенного нашей республике ущерба из средств, которые они будут выручать от продажи дополнительно получаемой энергии. Но от такой наглости даже у чиновников дух захватывает. Можно понять энергетиков соседних республик, по расчетам которых производительность Нижнекамской ГЭС при поднятии уровня воды в водохранилище на 6 метров должна вырасти почти втрое. (Сейчас Нижнекамская ГЭС работает на 35% плановой мощности). Можно согласиться и с тем, что работа не в расчетном режиме некоторых построенных на территории Удмуртии защитных сооружений в какой-то степени экономически невыгодна для них и способна даже нанести хозяйственный ущерб. Но вряд ли кто-нибудь сегодня поймет правительство, которое, пожертвовав благополучием своих граждан, согласилось бы ждать выплаты ущерба без какой-либо экономической целесообразности этого проекта.

Проект соглашения, о котором шла речь в начале статьи, Комитет природных ресурсов УР рекомендовал своим татарским коллегам направить не в его адрес, а в адрес Правительства УР согласно компетенции. При всей, казалось бы, абсурдности происходящего события продолжают развиваться своим чередом. Сегодня и в ближайшие годы отметка в 68 метров для водохранилища Нижнекамской ГЭС нереальна, как говорят специалисты. Скорее всего, это так. Но тот факт, что в прошлом году без всякого официального согласования с Правительством Удмуртии уровень воды в водохранилище Нижнекамской ГЭС был поднят с 62 до 63,5 метра и лишь сейчас спустя год с Удмуртией о чем-то начинают договариваться, говорит о многом.