Главная » Архивы-2 » О проблемах и задачах эксплуатации Северного морского пути

Обсуждение проблем и задач эксплуатации Северного морского пути

Борис Усанов, профессор

В Санкт-Петербурге на международном форуме прошло большое обсуждение о дальнейшем развитии арктической транспортной системы в нашем столетии. Были затронуты ряд вопросов, касающихся экономического развития и перспектив региона. Собравшиеся обсудили дальнейшую работу по разработке технических условий проектов.

Ведь это здесь, в Санкт-Петербурге, еще в середине XVIII века, великий Михаил Ломоносов впервые научно обосновал и теоретически доказал возможность прохода северным морским путем из Атлантического океана в Тихий. Более того, он говорил об использовании этого пути как развитого торгового направления.

Проект подводной транспортной системы

А уже в наши дни благодаря исследованиям созданного в свое время в нашем городе предприятия «Полярная морская геологоразведочная экспедиция», мы можем прирастить под юрисдикцию России богатейшую полезными ископаемыми территорию в 1,5 миллиона квадратных километров континентального шельфа.

Именно в нашем городе специалистами морского бюро машиностроения «Малахит» создается проект подводной арктической транспортной системы, включающий подводный танкер. Да, он дороже надводного, причем в семь раз. Но проектировщики убеждены, что два таких атомных танкера за счет их скорости, экономичности и многого другого способны заменить 11 надводных типа «Самотлор».

«Демобилизация» подводных лодок

Неизбежны, конечно, крупные затраты, по крайней мере — на первых этапах создания подводных танкеров. Но проектировщики предлагают снизить их за счет «демобилизации» большого количества снятых с вооружения подводных лодок. Есть, к тому же, солидный задел корпусных конструкций для военных лодок, которые, скорее всего, уже никогда не будут построены.

Можно привести еще немало примеров, свидетельствующих о том, что в Петербурге решаются кардинальные проблемы развития арктической транспортной системы. Рассуждая прагматически, это позволит существенно пополнить как местные, так и российский бюджеты, восстановив объемы перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, сократившиеся в последние годы более чем в 3 раза.