О правильно созданных условиях для продажи колбасы

“Бизнес в промышленности. Переработка пищевой продукции”, No 7, 2001

О правильно созданных условияхГоскомстат сообщает, что в 2000 году российские производители в полном объеме обеспечили потребности страны в мясопродуктах, прошедших сертификацию продукции и услуг. Например, импорт такого “знакового” продукта, как колбаса, уменьшился с 1997 года в 10 раз – от 232 тысяч тонн до 20,6 тысяч тонн. При этом объем внутреннего производства практически не изменился – около 1100 тысяч тонн. Меньше всего колбасы за указанный промежуток времени российские производители выпустили в 1999 году – 944 тысяч тонн. Таким образом, рынок растет, его структура активно меняется. Каковы в этой связи задачи дня наших предприятий?

Условия успеха производителей – в правильно организованной торговле

Налаженная система дистрибуции позволяет доставить продукт до потребителя ближайшим и кратчайшим способом, в отличие от памятных всем лет, когда колбаса завозилась в Москву, откуда и развозилась заинтересованными лицами во все города и веси на поездах, прозванных за это “колбасными”.

Поскольку устаревшая система торговли мясом и мясными изделиями практически отсутствует, то коммерческая мощь торговли, выступающей стороной производителей, растет. В нынешних условиях, именно оптовые торговцы и розничные сетевые «точки» определяют наилучший ассортимент, величину и периодичность поставок, руководствуясь интересами потребителей. Эти интересы, в сущности, просты.

В условиях рынка у потребителей появился очевидный выбор — в любом магазине можно купить несколько сортов и видов колбасных изделий и другой мясной продукции. Большую роль начинают играть бренды. В Москве, например, это вполне уже раскрученные “Кампомос”, “Микоян”, “Царицыно” и другие. Но в условиях региона звучных или знакомых марок пока не видно, их часто заменяет название комбината производителя. Производителю надо разрабатывать свою марку, ясно, что это лишь промежуточная стадия развития рынка, и появление региональных брэндов не за горами. А также создавать программу производственного контроля, в которой отслеживается контроль качества, осуществляется совершенствование бизнес-процессов и построение на их основе эффективной организации, повышение безопасности сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства и многое другое. Для создания у покупателей доверия к своей продукции, уверенности в отсутствии брака, производитель осуществляет сертификацию системы менеджмента качества, что активизирует и стратегическое управление.

Условия диктуют свое: содержание запаса накладно, и прежде всего – для бизнеса

для продажи колбасыРазвитие сети дистрибуции привело, ко всему прочему, и к уменьшению складских запасов на всех уровнях потребления, включая и конечного потребителя – население. Всем памятны времена, когда в условиях чулана или погреба всегда лежал десяток банок тушенки. Привычка жить с запасом может считаться нашей исторически обусловленной национальной особенностью. Однако условия диктуют свое: содержание запаса накладно, и прежде всего – для бизнеса. Поэтому торговые точки делают небольшой заказ у производителя. А покупатели предпочитают покупать чаще, в меньших количествах, но свежее, с небольшим сроком хранения, благо такая возможность им предоставляется.

По данным Госкомстата: производство мясных консервов уменьшилось за последний год на 11%, а выпуск колбас вырос на 12%, причем свыше 70% этого объема приходится на вареные колбасы, срок хранения которых три дня. Следовательно, вложения в технологии или добавки, повышающие срок хранения продукции, необходимо учитывать с большой осторожностью – срок хранения не является сегодня критическим параметром. А вот условия инвестиции в логистику, т.е. оптимизация товарных потоков, могут быть весьма перспективными.

Растущий рынок не может не привлекать других участников, производящих субституты, такие как, например, соевые продукты. Их конкуренции и следует опасаться в первую очередь. Защитой от них может стать поиск и освоение новых ниш, выпуск продуктов со специальными свойствами или ориентированных на узкую группу покупателей. Интеграция же с производителями сырья (эта стратегия сейчас активно реализуется московскими комбинатами) позволяет добиться ритмичных и качественных поставок и получать сырье по трансфертным ценам.