О подготовке квалифицированных кадров для освоения Арктики

Иван Костылев, начальник Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова

техническая документацияНа одном из международных форумов по проблемам освоения Арктики выпускник нашей Академии тех лет, когда она еще именовалась Высшим инженерным морским училищем, ныне — заместитель председателя Государственной Думы Артур Николаевич Чилингаров назвал Северный морской путь Дорогой жизни. Сказано верно и точно. Но ведь без высококвалифицированных, всесторонне подготовленных для работы в полярных условиях специалистов решить большие и ответственные задачи нереально, без них Дорога жизни немыслима!

Учебные заведения, готовившие кадры для Севера

В довоенные годы необходимые кадры полярников готовил в Ленинграде специальный вуз — Гидрографический институт. Помимо штурманов ледового плавания выпускал он гидрографов, океанологов, метеорологов и других специалистов, призванных обеспечивать навигационно-гидрографическую безопасность мореходства, разрабатывать техническую документацию, прогнозировать метеорологическую и ледовую обстановку. После Великой отечественной войны специалистов такого профиля готовило наше, носившее имя С.О. Макарова, училище. Теперь оно уже было главным, если не единственным, поставщиком дипломированных кадров для Северного морского пути. Еще пять лет назад на специальности гидрографов, океанологов и гидрометеорологов ежегодно принималось минимум по 25 человек. В Государственной морской академии им. Адмирала С.О.Макарова, в которую преобразовано училище, есть арктический факультет. Но, вопреки здравому смыслу, сейчас не предусмотрена на нем подготовка специалистов, в которых нуждается Арктика — метеорологов и океанологов. Как следствие, из-за сокращения численности курсантов, ученый совет ГМА вынужден был принять решение об административном слиянии арктического факультета с судоводительским. А ведь если, как утверждают на правительственном и думском уровне, Северному морскому пути предстоит возродиться, если все станет с головы на ноги, арктический факультет должен быть большим и сильным. По каждой из ведущих трех специальностей следует ежегодно снова набирать не меньше 25, а то и больше курсантов. В 2000 году мы увеличили набор до 50 человек, но это все на гидрографическую специальность.

О нынешних абитуриентах – нет романтики?

Когда-то, до войны профессия полярника любой специализации была овеяна романтикой и героизмом первопроходцев и покорителей Северного полюса. К великому сожалению, у нынешних абитуриентов она не очень-то популярна. Объясняется это тем, что поступающие в Академию молодые люди уже наслышаны о том, какие не слишком радужные перспективы их ожидают по окончании арктического факультета. Наша печать частенько сообщает о массовом оттоке с Севера работников, лишившихся полярной надбавки к заработку и других льгот, без которых трудно прокормить семью, если ею обзаведешься. Да, недобора на арктический факультет мы не испытываем. Но ведь кое-кто поступает сюда, боясь большего вступительного конкурса на других факультетах и в расчете перевестись потом на какой-нибудь из них.

О путях решения проблем кадров

9 mai 2004 094_resizeМы пытаемся найти выход из положения путем заключения прямых договоров с предприятиями и предпринимателями Крайнего Севера, заинтересованными в привлечении к себе на работу молодых специалистов. Причем профессиям не только арктическим. Одним из первых опытов таких контактов были договора с Мурманским морским пароходством, для которого предлагаем готовить судоводителей, судомехаников, электромехаников, в которых нуждаются суда с усиленной ледовой защитой, в том числе и атомные ледоколы. Принципиально новое направление учебных программ возникло в связи с освоением на российском арктическом шельфе мощных нефтегазоносных месторождений. Перед Академией встала задача подготовки моряков для эксплуатации создаваемого нефтеналивного флота. С фирмой «ЛУКОЙЛ — Арктика — Танкер» ведутся переговоры о подготовке кадров целевого назначения. Ведь без этого важнейшая общегосударственная задача освоения месторождений углеводородного топлива решена быть не может. С участием специалистов ГМА, разработан проект системы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности и управления морским движением судов, функционирования технологических комплексов в различных гидрометеоусловиях без ущерба экологической сохранности окружающей среды, обеспеченности сертификатами соответствия.  Для высококачественного обеспечения безопасности плавания в сложных ледовых и погодных условиях Арктики необходимо ввести постоянно действующую гидрометеорологическую службу. Она также должна быть укомплектована дипломированными высококвалифицированными специалистами.

Убежден, что общими усилиями с предпринимателями, при поддержке законодательных, исполнительных федеральных и местных властей нам по силам преодолеть трудности при решении важной государственной задачи — подготовки кадров для освоения Арктики.