Главная » Архивы-2 » О памятниках истории и культуры Омской области

О памятниках истории и культуры Омской области

О памятниках историиВо все времена произведения архитектуры привлекали и привлекают внимание простых людей и ценителей искусства. Особенно интересны фасады, которые позволяют показать не только красоту ритма, пластику рельефа и музыкальность игры света и тени, но и подчеркнуть достоинство стоящего рядом строения.

 

 

 

 

Кому-то для осознания ценности архитектуры понадобится изучить, как именно происходит внедрение системы менеджмента качества, а кому-то просто походить и полюбоваться Омском.

ТОБОЛЬСКИЕ ВОРОТА

(г.Омск, набережная Тухачевского) находятся на высоком берегу Иртыша. Деревянные сначала, были заменены на кирпичные в 1792 г. Через них каторжники, среди них Достоевский Ф.М.) выходили на лесоповальные работы.

Тобольские ворота — единственные сохранившиеся ворота крепости из первого оригинального архитектурного ансамбля Омска в современных условиях.

ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА

(Омск, ул.Достоевского,2) построена для нужд иностранцев-протестантов, которых было много в руководстве Сибирского корпуса и Омской крепости.

Ее проект и вся техническая документация по нему, были выполнен в военной канцелярии Сибирского корпуса, которым командовал генерал-поручик И.И. Шпрингер. Здание кирхи — уникальный памятник архитектуры позднего сибирского барокко.

СПАССКИЙ СОБОР

(Омская область, г. Тара, ул.Луначарского  дом 46) — памятник церковного зодчества второй половины XVIII века, единственное в Омской области каменное культовое сооружение стиля сибирского барокко. Строительство храма велось в 1754-83гг. Собор находится в южной части исторической застройки г. Тары и является архитектурной доминантой.

ЗДАНИЕ СИБИРСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

(г.Омск, ул. Ленина 26) расположенный в исторически сложившемся культурном центре г.Омска. Здание построено в 1826 году по «образцовому проекту». Часть застройки Казачьей площади. Из стен кадетского корпуса вышли ученые и общественные деятели, путешественники и исследователи. В их числе Г.Н. Потанин, М.В. Певцов, Ч.Ч. Валиханов, Д.М. Карбышев.

КАЗАЧИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

(г.Омск, ул. Ленина, 27). Строительство собора началось в 1833 г. по типовому проекту В.П. Стасова, который был основательно переработан местными военными архитекторами и инженерами. Собор — уникальный памятник архитектуры I половины XIX века в котором своеобразно сочетаются черты классической стасовской и провинциальной архитектуры.

ЗДАНИЕ ВОЕННОГО СОБРАНИЯ

(г.Омск, ул.Партизанская,12) — последнее значительное сооружение второй Омской крепости. Построено в 1861 году архитектором Ф.Ф. Вагнером. Один из немногих сохранившихся в Омске памятников позднего классицизма.

культура Омской области

ЗДАНИЕ ГАУПТВАХТЫ

(г.Омск, ул. Партизанская, 14) — старейшее сооружение из сохранившихся зданий второй Омской крепости. Оно построено в 1781-84 гг. по проекту военных инженеров Сибирского корпуса. Это один из лучших памятников барокко в Сибири. В «Сибирской советской энциклопедии» ему дается следующая характеристика: Омская гауптвахта (…) подкупает богатством художественной фантазии, своеобразной пышностью форм и тщательностью работы»(т. I, стр.151).

УЛ. ГАСФОРТОВСКАЯ. КОМПЛЕКС ЗАСТРОЙКИ.

Одну из красивейших улиц города — ул. Ленина (бывший Любинский проспект) пересекает другая, не менее живописная — ул. К. Либкнехта (бывшая Гасфортовская).

ДОМ (ДВОРЕЦ) ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

(ул. Ленина, 23), названный современниками дворцом, был построен в 1862 году на центральной площади города (ныне площадь им. Ленина). Проект дома был составлен архитектором Ф.Ф. Вагнером в стиле позднего классицизма.

В основу художественного решения положена ордерная разновидность ренессанса, с характерными приемами поэтажной обработки здания элементами ордера. Горизонтальные тяги разграничивают плоскости стен на два пояса, где в строгом метрическом порядке чередуются оконные проемы с простыми по форме профилированными наличниками и сандриками. Окна бельведера имеют арочные завершения. Мотив арки повторяется в фигурном аттике главного фасада и проемах парадного подъезда. Поэтажные ордера в виде пилястр выделяют центральную часть здания, а рустованные лопатки в углах замыкают его основные объемы. Расколеровка в два цвета. Преобладающий — светлой охры. Для выделения ордера и обрамление оконных проемов — белого цвета. Интерьеры здания не сохранились.

Центральное ядро образует двух маршевая лестница, вокруг которой группируются помещения, сообщающиеся между собой по принципу анфиладности.

Генерал-губернаторский дворец, представляет архитектурную ценность, как редкий пример ретроспективной стилизации периода эклектики периода половины XIX века. С другой стороны имеет большую историческую значимость в связи с событиями, происходившими в его стенах. В 1863-1866 годы здесь жил генерал-губернатор Западной Сибири, сенатор, член Государственного Совета, автор мемуаров, генерал от инфантерии А.О. Дюгамель.

18 апреля 1923 г. дворец был передан Краеведческому музею, где через год в качестве художественного отдела была открыта Картинная галерея, которая существует здесь и в настоящее время. Здание генерал-губернаторского дворца рекомендуется для придания статуса памятника истории и архитектуры Федерального значения.

О памятниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОМСКА

— «ЛЮБИНСКИЙ ПРОСПЕКТ» (ул. Ленина, Центрального района). Главная улица г.Омска — ул. Ленина на одном из своих участков, носивших в былое время название Чернавинского или Любинского проспекта, сохранила единственный по своим масштабам, стилистике, пластической проработке и градостроительной значимости архитектурный ансамбль к. XIX — н. XX вв. Важность придания статуса категории памятника Федерального значения обусловлена тем, что это один из единственных примеров, дошедший до нас в своей цельности и практически полной сохранности. Являясь образцом купеческой застройки, дающим наиболее полное представление об облике дореволюционного сибирского города в период его перехода к развитым торгово-промышленным отношениям.

Застройка Любинского проспекта наглядно показывает, как вместе с изменением экономического положения города менялось и его архитектура на рубеже веков, что представляет определенный интерес в области изучения истории формирования и роста городов, их архитектурного облика как в региональном так и в общероссийском отношении. Формирование Любинского проспекта началось в середине прошлого столетия, в результате проектируемых вокруг Омской крепости жилых посадских кварталов — форштадтов.

Омским городовым архитектором Э.И. Эзетом, назначенным на эту должность в 1863 году (после окончания Академии Художеств), в 1870 году был составлен проект застройки крепостной эспланады, частью которой являлся Любинский проспект. Восточная сторона проспекта была застроена одно-двухэтажными зданиями частных купеческих магазинов. Если в это время его фронтальная застройка перемежалась каменными и деревянными строениями, то к 1890-м годам она приобретает упорядоченный характер представляя единый ряд каменных двухэтажных зданий.

Свое начало улица брала от моста через Омь.

Последним сооружением ее восточной части являлся магазин Марии Шаниной, открытие которого состоялось в 1900 г. На противоположной стороне, по-прежнему, находилась Любинская роща. Однако, Высочайшим Указом Его Императорского Величества в 1899 г. городу было дозволено «произвести продажу находящегося в нем Любинского сквера под застройку», чему было чрезвычайно рады в Омске торговцы и промышленники — купечество…

АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Несмотря на разный почерк архитекторов, различие их архитектурных школ, взглядов и творческих приемов, созданный ими за короткий период ансамбль застройки, поражающий многообразием стилистических оттенков (от классицизма до модерна), в целом, сохраняет удивительную общность, единство, неповторимую образность и запоминающийся силуэт главной улицы дореволюционного и современного Омска — Любинского проспекта.