О методических условиях учебных экскурсий по химии

О методических условияхВсе большее значение приобретают учебные экскурсии студентов химических факультетов из различных вузов на химические предприятия, фермерские хозяйства, агропромышленные предприятия, аккредитованные лаборатории, в центры экспертизы и сертификации продукции, другие объ­екты.

О практических условиях освоения будущей профессии

Например, в центрах экспертизы учащиеся могут практически освоить этапы работы хим предприятия, понять, для чего нужно оформление паспорта безопасности химической продукции, узнать особенности регистрации паспортов, схемы разработки программы производственного контроля (ППК) предприятия и многое другое.

Экскурсии, как особая форма организации процесса обучения, очень важны в условиях компьютеризации общества, когда в реальных условиях существования производственных процессов можно понять и изучить химическую науку. Экскурсии расширяют учебный процесс, делают его непрерывным, потому что проводятся и в процессе учебного года, и во внеурочное время, и в ка­никулярное время, что и  требуется студентам и учащимся.

Календарные сроки проведения экскурсий планируются на весь год заранее, но могут варьироваться в зависимости от учебного плана, его освоения и изменений. Экскурсии могут проводиться в родном городе, с выездом в область, район или даже другой регион. Есть вузы, где созданы тех условия для проведения экскурсий и за рубежом.

Об условиях планирования экскурсий и проведении инструктажа по технике безопасности

Практическое планирование календарных сроков проведения экскурсий для групп студентов — очень сложный труд, который зависит от целого ряда условий и обстоятельств, сложившихся в вузе и на производстве, предприятии, куда планируется экскурсия. Экскурсию не расценивают как какое-то дополнительное, сверхурочное мероприятие, или условие, не связанное с занятием.

Наибольший прочный учебно-воспитательный эффект может быть от такой экскурсии, которая проведена как своеобразный урок, тренинг или мастер-класс в условиях произ­водства. В объяснительной записке к учебной программе, составленой в начале учебного года по требуемым ФГОС условиям, указано, что учебные экскурсии рекомендуется проводить за счет време­ни, отводимого на изучение соответствующих тем и блоков курса. Опыт по­казывает, что рядовой преподаватель вуза обычно проводит 1—2 экскурсии в год. При этом объект, технические условия, модули программы, содержание и методы проведения экскурсии определяются не всегда достаточно рационально и продуманно. Рекомендовано (но нет требований) проводить не менее одной экскурсии за учебный год на 1 курсе (продолжительность 2 часов) и не менее двух на старших курсах.

Об условиях выбора объекта экскурсии

О методических условиях учебных экскурсийВсе производственные экскурсии должны быть осуществлены с наибольшим практическим и воспитательным эффектом, это требует тщательной подготовки преподавателя, а также и студентов. Преподаватель начинает с выбора объекта экскурсии, обоснования выбора, составления плана экскурсии, целей, задач и вопросов. Преподаватель стремится к тому, чтобы учащиеся смогли посетить и промыш­ленные предприятия различного профиля и направлений деятельности, так и сельскохозяйст­венные и объекты, лаборатории и экспертные центры по разработке технической документации. На всех этих предприятиях трудятся люди так или иначе связавшие свою жизнь с профессией химика. Поэтому экскурсий планируется больше, чем возможно осуществить, чтобы был выбор в пользу наиболее востребованной в данный момент учебного процесса.

Если нет условий для проведения экскурсии на химическом производстве?

Разумеется, что проведение всех запланированных экскурсий невозможно в силу того, что предприятия и фирмы могут быть расположены далеко и требуется организация проезда. При недостатке средств на транспорт проводятся лишь те экскурсии, куда практически возможно попасть, на предприятия, которые практически доступны.

Бывает так, что вблизи учебного заведения нет химических производств, но и здесь есть выход – можно организовать экскурсии. В магазин или маркет бытовой химии, можно проводить экскурсию и на не химическом объек­те при условии, что на нем осуществляются операции, связанные с химическими процессами. Это могут быть аптеки, химчистки, фотолаборатории, пожарные депо, предприятия пищевой промышленности, предприятия общепита, текстиль­ные фабрики и другие предприятия местной промышленности.

Технические условия

Пусть на таких экскурсиях и нельзя непосредственно наблюдать и изучать важнейшие химические про­изводства, но студенты все же приобретут конкретные представ­ления о практическом применении различных химических процес­сов.

Примерные темы экскурсий на предприятия химической промышленности

  • Химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий города
  • Аптеки и фармацевтика
  • Водоочистные сооружения.
  • Карьеры добычи полезных ископаемых.
  • Производство соляной (или серной) кислоты.
  • Заводы по производству минеральных удобрений.
  • Предприятия по производству чугуна, стали и алюминия.
  • Лаборатории аналитической химии, агрохимические лаборатории, экспертиза продукции.
  • Предприятия по переработке нефти и природного газа.
  • Заводы по производству пластмасс, синтетических и искусственных волокон.
  • Красильный цех текстильной фабрики.
  • Животноводческие фермы.