О дальнейшем развитии и освоении северных территорий

Анатолий Алексашин, вице-губернатор, председатель комитета экономики и промышленной политики Санкт-Петербурга.

органы сертификации— С первых дней своего существования Санкт-Петербург стал именоваться «северной столицей» России. И хотя с тех пор изменилось многое, это название прижилось настолько, что живо до сих пор. На ваш взгляд, Александр Анатольевич, это дань традиции, некая констатация географического положения или же какое-то особое понятие, наполненное вполне конкретным смыслом?

— Если вам доводилось бывать на Севере, то вы не могли не заметить, как теплеют глаза людей при слове Ленинград-Петербург. И это не случайно. Наш город связан с этим краем исторически. У нас самые тесные социально-экономические, научные, культурные отношения, которые с честью выдержали проверку временем. Сошлюсь на свой опыт члена Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации. Ее признанным лидером по праву считается Петербург. Именно в Санкт-Петербурге находятся компетентные органы по сертификации. Президентом Ассоциации является наш губернатор Владимир Яковлев.

— Недавно в Мурманске состоялось ее заседание. Какие проблемы там рассматривались? Затрагивались ли вопросы, непосредственно касающиеся главной темы этого номера — Севера?

Я бы выделил две интересующих нас темы — формирование инвестиционной политики северо-западного региона и концепцию развития Северного морского пути (СМП).

— А можно рассказать об этом подробнее?

О концепции развития СМП

— Пожалуйста. Что касается первого вопроса, то все члены ассоциации убеждены, что успеха здесь можно добиться только в том случае, если наша политика будет сбалансирована и согласована, и направлена на формирование единого портфеля инвестиционных проектов и программ. Для этого решено сформировать межрегиональный залоговый фонд развития, который должен обеспечить планомерное вовлечение в оборот всех видов активов, находящихся в ведении органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйственных предприятий.

— То, о чем вы рассказали — новое направление деятельности Ассоциации. А вот проблема Севморпути обсуждается уже давно. Было ли что-то принципиально новое на этот раз? И вообще, какие решения были приняты?

— Скажу одно: задача развития Северного морского пути никогда прежде не рассматривалась комплексно. Что это означает? Прежде всего, сохранение и дальнейшее развитие этого важнейшего транспортного коридора, защиту приоритета российского флота и укрепление безопасности страны, а также разработку комплексной технической документации, арктической геоинформационной системы.

Концепция подразумевает несколько этапов, начиная с приостановления спада и стабилизации работы Севморпути и заканчивая созданием финансово-экономических и правовых условий для его развития и дальнейшего перехода к коммерческому использованию. Все эти положения были изложены в докладе руководителя службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации Николая Матюшенко. Этот доклад был одобрен членами ассоциации и предложен на рассмотрение российского правительства.

— Такая масштабная программа требует немалых усилий. Что сможет предложить для ее реализации и вообще дальнейшего развития и освоения северных территорий Петербург?

О потенциале города и сотрудничестве

сертификация— У нашего города огромный потенциал и большой опыт сотрудничества с Севером. Его роль в освоении морских нефтегазовых месторождений на шельфе России всегда была велика. В нынешних условиях она становится ведущей. И обусловлено это наличием в нашем городе научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро в области судостроения, гидротехники, геологии и геологоразведки всего Северо-Западного региона. Можно смело сказать, что Петербург — это своеобразный научный центр, в котором разрабатывается и проектируется большинство установок и сооружений. Так, в ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова были выполнены концептуальные исследования по проектированию и формированию облика нефтегазопромыслового флота и плавучих технических сооружений для морских месторождений. Здесь, с использованием уникальных установок и бассейнов, проведены экспериментальные исследования, позволившие получить оптимальные конструктивные решения, гидротехнические и другие характеристики проектируемых объектов. В ЦКБ «Малахит» родились подводные аппараты, используемые для строительства и последующего обслуживания добывающих установок и трубопроводов. В ЦКБ «Рубин» — проекты станционных оснований, краново-монтажных судов и судов-нефтесборщиков. А в ЦНИИ технического судостроения — разработки строительства и монтажа буровых установок при отсутствии производственной инфраструктуры. Нельзя не сказать о роли петербургских высших учебных заведений, где готовят кадры, проходят переподготовку и повышают свою квалификацию тысячи приезжающих с Севера специалистов.

— Наверное, Петербург, как столица российского судостроения мог бы сказать свое слово и в деле формирования флота?

— Безусловно, тем более что питерские специалисты учитывают в своей работе географические и климатические особенности региона — сложную ледовую обстановку, отдаленность от береговых баз, короткий навигационный период. Они стремятся снизить номенклатуру, уменьшить количество судов и плавучих средств за счет универсализации, совмещения выполняемых ими функций. Пример такого неординарного решения — судно снабжения, которое одновременно является и буксиром, и поставщиком якорей, и пассажирским судном, способным выполнять аварийно-спасательные работы. В этом ряду находятся также подводные аппараты «Адмиралтейских верфей», самоподъемные буровые установки «Выборгского» и танкеры «Балтийского» заводов, экологические катамараны «Алмаза», водолазные суда и .комплексы Средне-Невского завода. Можно назвать и многое другое, созданное в Петербурге для освоения морских нефтегазовых месторождений российского континентального шельфа.

— Все это позволяет сделать вывод, что северяне имеют в лице Петербурга надежную научно-производственную базу. Но не означает ли это «игру в одни ворота»?

— Ни в коем случае. Городская администрация рассматривает участие Петербурга в освоении Севера, как важное направление региональной экономической и промышленной политики. Оно укрепляет местный бюджет, способствует более эффективной конверсии и реструктуризации оборонных предприятий, создает новые рабочие места. Это взаимовыгодное сотрудничество.

Беседу вела Марина Алексеева.