Новые коридоры — из Индии через Иран и Астрахань

Геннадий Давидов, зам. начальника морской администрации порта Астрахань

Схемы сертификации где получить декларацию соответствия на транспорте ориентированы на общие требования, которые проводятся с целью обеспечения гарантий нашей страны в части безопасности людей и обеспечения сохранности окружающей среды. Развитие Астраханского транспортного узла как южных ворот коридора «Север-Юг» определяется главной стратегической задачей — стать центром на самых коротких и экономически выгодных европейско-азиатских маршрутах. Этим объясняется наше стремление восстановить транспортно-экономические связи с Ираном. Начав в 1994 г. с переработки 186 тыс. тонн груза, мы через пять лет довели эту цифру до 1100 тысяч. За один только первый квартал нынешнего года переработка генеральных грузов уже достигла тут 560 тысяч тонн.

Морские ворота России

Исследования потенциальных грузопотоков показывают, что к направлению на страны Прикаспия, Персидского залива, Юго-Восточной Азии тяготеет от 20 до 40 млн. тонн груза. Не случайно, в июне 1997 г., третья общеевропейская конференция по транспорту внесла предложение по развитию 9-го интермодального коридора с продолжением его на Астрахань. Через каспийскую ветку и порты Ирана это логично распространилось на Индию. Речь идет о переориентации части традиционного индийского транзита, доставляемого в настоящее время в Россию либо через Суэцкий канал в порты Гамбург и Котка, либо через Турцию в Новороссийск.

Проблемой два года назад, при поддержке администрации Астраханской области и Министерства транспорта РФ, вплотную занялись астраханские и московские транспортно-экспедиторские фирмы «Волга — Вастер», «Лакор», «Вагна». И не только занялись, но и достигли реальных результатов в виде контейнеров с индийским грузом, перегружаемых в портах Астрахани.

Создание нового транспортного маршрута из Индии через Иран и Астрахань, кроме экономии 30-40 процентов средств и времени доставки грузов, важно для России и тем, что позволяет потеснить судоходные компании третьих стран, являющихся сейчас монополистами экспортно-импортных перевозок между Россией и Индией. Во-вторых, южным регионам России, Поволжью, Уралу выгоднее получать индийский импорт не через Финляндию и Москву, а непосредственно через южные ворота России — Астрахань. И в третьих: новый коридор способен оттянуть на себя часть грузов ТРАСЕКИ, пересекая его перпендикулярно и предлагая грузовладельцам при повороте на наш коридор выигрыш во времени 10-12 дней.

декларация о соответствии требованиямКонтейнерная линия на Каспии

Серьезное отношение к проекту всех участников транспортного коридора подтвердили посетившие Астрахань представители из Индии и Ирана. Основные проблемы нового пути связаны с обработкой финансовых схем, созданием на Каспии судоходной контейнерной линии, ориентированной на индийский транзит, налаживанием обратного потока контейнеров с российскими грузами, принятием решения по таможенному режиму оформления индийского транзита. Чрезвычайно важно и решение об оплате доставки груза железной дорогой по внутреннему, а не межгосударственному тарифу.

Пробные партии по 300-400 контейнеров в месяц — объем, с которым 9 астраханских портовых комплексов ставятся без труда. Однако, если увеличить грузопоток, существующие мощности при их уровне технического оснащения с задачей не справятся. К проекту необходимо подключать строящийся морской порт Оля, на причалах и складских площадях которого можно применить самую современную технологию портовых перегрузочных процессов и высоко-производственных средств механизации, обеспечить контроль над выдачей сертификатов соответствия.

декларация соответствия техническому регламентуПроблемы порта Оля и как их решать

Реализация инвестиционного проекта стоимостью 399 млн. долларов — строительство морского торгового порта Оля в 100 км южнее Астрахани позволит ежегодно перерабатывать 8 млн. тонн груза. Это даст возможность защищать в данном регионе не только внешнеэкономические торговые интересы России, но и политические. Тем более, что в нынешнем июне официально объявлено о нефти, разведанной на Хвалынском месторождении шельфа Каспийского моря.

Новая концепция развития порта, получившая одобрение в администрации области и Министерстве транспорта, предусматривает строительство локальных сооружений — специализированных торговых комплексов, которые в дальнейшем будут увязаны в единый морской торговый порт. Учитывая успешную работу паромного судна на линии порт Оля — порт Энзели (Иран), Морская администрация порта Астрахань начала строительство второй очереди Пионерного причала порта Оля длиной 130 п.м. Это позволит обрабатывать два паромных судна Ро-Ро, разгрузит первую очередь причала для обработки судов с генеральными грузами. А на очереди — строительство третьей очереди причала — комплекса по переработке контейнеров. Конечно, у порта Оля много проблем. Главная — это отсутствие железной дороги. И тут никак не состыкуются мнения:

— Докажите, что будет минимум 3 млн. тонн грузов, и мы найдем деньги на строительство 46 км. железнодорожной ветки…

— Докажите, что у вас есть железная дорога, и мы направим свои 3-5-10 млн. тонн груза на более дешевый и с коротким выходом в море порт Оля…

новосибирск сертификатНазрело время, когда эту проблему надо, наконец, решать. Как и другие, связанные с инфраструктурой, технической оснащенностью. Ведь перспективы у порта, несомненно, хорошие: близость к морю, незначительные по сравнению с другими проектами капитальные вложения, опыт работы астраханских портовиков и квалифицированные трудовые ресурсы, судостроительный и промышленный потенциал Астрахани и, наконец, успешно действующий Пионерный причал порта Оля, постоянно увеличивающий и рост грузопереработки, и рост клиентуры. Имея на Каспии такой мощный транспортный узел, как астраханский, распылять средства нецелесообразно.