Несколько слов об экологическом картировании луга и леса
Вы сами можете обработать данные наблюдений, построив карту экологического состояния обследованной территории. Желательно, чтобы это был какой-то целостный объект – бассейн малой реки, небольшого озера, холмы и межхолмные понижения, водоразделенная равнина, болотный массив. Для оформления технической документации объекта картирования можно применять разные способы: изолиний (метод интерполяции), картограммы, картодиаграммы, качественного фона, ареалов.
Ландшафтные условия и влияние на них внешних факторов
Ландшафты могут вызывать и чувство страха, страдания, одиночества – топофобные образы. Некоторые ландшафты, преобразованные деятельностью людей, особенно под влиянием промышленных производств, добычи полезных ископаемых, хищнического истребления лесов приобрели топофобный характер. Во время занятий, экскурсий, путешествий учащиеся знакомятся с разными природными комплексами, с разными геосистемами, включающими в структуру и антропогенный блок. Достаточно интересно при этом исследовать ландшафтные предпочтения субъективного характера, или иначе говоря – психологическое восприятие ландшафтов. Для этого район следует разделить на участки разного характера, которые будут сравниваться между собой по восприятию.
Методы исследования – опрос и анкетирование
Можно опрашивать случайных респондентов, а также анкетировать участников лагеря. Анкета должна заполняться наедине, во избежание воздействия со стороны на чувства респондента относительно данного ландшафта. Итак, действия исследующего конкретный ландшафт должны, сводиться к следующему:
1. Нарисовать картосхему (план) района, показать на нем границы выделенных участков (ландшафтов, геосистем). Нанести на карту маршрут следования.
2. В полевом дневнике (маршрутном листе) отметить на точке стояния:
— ориентиры постоянные;
— ориентиры визуальные, воспринимаемые индивидуально;
— состояние погоды;
— дату работы;
— пол, возраст респондента;
— степень знакомства с территорией.
3. Выделить 4-5 районов, относительно которых проводится наблюдение (показать их на картосхеме).
4. Заполнить сравнительную таблицу, выделив предпочтительные признаки, отмеченные респондентом.
Признаков может быть около 15. Желательно подобрать их с таким расчетом, чтобы описать как качественные, так и эмоциональные характеристики ландшафта-пейзажа, ландшафта-образа.
Спектр требований к экологическим знаниям учащихся
В качестве заключения хочется еще раз выделить спектр требований к экологическим знаниям учащихся, полученным непосредственно в поле и усиленным в результате знакомства с картографическими и научно-справочными источниками:
-знание природных особенностей и экологических проблем своей местности;
— осознание ценности уникальных объектов и эталонной ценности типичных, умение их видеть и выделять;
— взаимосвязь туризма, рекреации, охраны природы данной местности (экологический аспект);
— знание основных правил поведения в природе и формирование экологической культуры.
Несомненно, мы обозначили только «каркас» полевой работы с учащимися. Отчасти это продиктовано объемом книги. Деятельность летом предполагает и работу в экспедициях, и создание постоянно действующих региональных семинаров, и организацию единой системы школьного мониторинга; следует также восстановить утраченный опыт предков, касающийся их познаний о природе, предсказаний погоды, народных примет. Всё это – предмет наших будущих исследований.