Необходимо развиваться в различных, но взаимосвязанных направлениях

Георгий Крыжановский, президент Международной академии транспорта

 сертификат соответствия гост рНаблюдаемая в последние два года тенденция постепенной стабилизации экономики в СНГ позволила более отчетливо выявить те направления сотрудничества, которые являются узловыми для достижения успеха проводимых экономических реформ. Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из таких направлений является сотрудничество по созданию единой товаропроводящей сети и формированию общего рынка транспортных услуг, услуг по разработке технической документации. Это подтверждается рядом принятых межгосударственных соглашений.

Условия успешного развития национальных экономических систем

Конкретная и весьма результативная работа межгосударственных комиссий, комитетов и советов, созданных для решения различных вопросов сотрудничества в области транспорта, фактически стала необходимым условием для успешного развития национальных экономических систем. Актуальность и значимость тех конкретных программ и проектов, которые осуществляются сейчас в транспортном комплексе СНГ, не вызывает сомнений. Но практика подтверждает, что недостатки в организации производства и потребления транспортных услуг остаются тем фактором, который существенно тормозит повышение деловой активности, препятствует привлечению в развитие национальных промышленных предприятий, стол необходимых иностранных инвестиций.

Одной из принципиальных причин такого положения является наш объективно недостаточный опыт по организации межгосударственного сотрудничества при решении стратегических задач развития отдельных отраслей. Неоднозначность определения приоритетных направлений развития транспортного комплекса, различие в конкретных подходах к формированию единой товаро-проводящей сети, недостаточное внимание к вопросам создания действенных механизмов реализации и контроля выполнения принятых соглашений, к соблюдению декларации таможенного союза, зачастую приводят к тому, что многотрудная работа межгосударственных органов по разработке и согласованию принципиальных решений оказывается весьма мало результативной для фактических участников рынка транспортных услуг.

сертификация транспорта 3

О Концепции скоординированной транспортной политики

Координационное транспортное совещание в составе министров транспорта еще в 1994 году разработало Концепцию скоординированной транспортной политики до 2000 года. Это позволило достичь единой целенаправленности интеграционных процессов в транспортном обеспечении развития национальных экономических систем в переходный период. Поэтому его с полным правом можно считать первым этапом формирования межгосударственной нормативно-правовой системы регулирования отношений на рынке транспортных услуг. Принятый тогда документ позволил национальным органам управления транспортными системами, Межгосударственным комитетам и комиссиям добиться положительных результатов в решении ряда важных задач согласованного развития отдельных видов транспорта, в декларировании грузов. И все же эффективность транспортного комплекса государств-участников Экономического союза находится на уровне, не отвечающем в полной мере потребностям развивающейся экономики наших стран. Основной причиной такого положения, в сложившихся к настоящему времени условиях, является недооценка важности системного подхода к решению всей совокупности проблем, возникших в результате перехода к новым принципам формирования, развития м управления национальными экономическими системами и объективной необходимости дальнейшего проведения экономических реформ.

Параллельно с выполнением уже принятых программ и проектов по развитию транспортного комплекса и формированию общего рынка транспортных услуг, целесообразно подготовить и внести на рассмотрение компетентных межгосударственных органов проекты ряда новых документов. Основываясь на результатах анализа сложившихся условий дальнейшего проведения экономических реформ, целесообразно отразить в них меры по целевому упорядочению транспортного сотрудничества государств — участников Экономического союза, однозначно сформулировать те конкретные проблемы, на решение которых направлено это сотрудничество, определить общую политику по созданию единой товаро проводящей сети и формированию общего рынка транспортных услуг.

Новые разработки

В качестве одного из практических шагов в этом направлении, по поручению Департамента транспорта и коммуникационной зоны свободной торговли СНГ, уже разработан проект Концепции сотрудничества стран СНГ по формированию общего транспортного пространства на период до 2010 года. В его основе — накопленный опыт самостоятельного развития независимых государств -участников Экономического союза, подтвердивший необходимость более системного подхода к решению задач развития транспортного комплекса, формированию общего транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг.

сертификация транспорта 4Главной задачей Концепции является создание объективных предпосылок в сфере транспортного комплекса для достижения основных политических целей Экономического союза. Основная их них — формирование и согласование единых подходов межгосударственных и национальных органов управления транспортными комплексами.

Первая группа узловых проблем, о которых идет речь в Концепции, заключается в необходимости преодоления несоответствия сложившейся общей структуры и организации работы транспортной системы современным экономико-политическим условиям и реалиям в постсоветском пространстве.

Вторая группа проблем обусловлена необходимостью формирования новых механизмов межгосударственного и государственного регулирования развития и работы транспортной системы в постсоветском пространстве. Причиной возникновения этих проблем является специфическая роль транспорта в развитии экономики независимых государств в условиях рыночных отношений. Без эффективного, основанного на единых подходах, межгосударственного регулирования работы и развития транспортных систем невозможно создание равных и благоприятных условий для участников рынков промышленной, сельскохозяйственной продукции и транспортных услуг.

И, наконец, третья группа проблем. Она возникла в связи с весьма неравномерным распределением производства транспортной техники и ремонтно-заводской базы на территории бывшего СССР. Поэтому практически в каждом государстве транспортники были вынуждены приступить к разработке и реализации программы производства и модернизации транспортной техники. Это предопределяет экономическую целесообразность расширения транспортного сотрудничества как условия для наиболее эффективного использования каждой страной транспортного комплекса к современному рынку транспортных услуг.

паспорт на продукциюОсновные направления транспортного сотрудничества.

Приоритеты в разработке, рассмотрение и реализация отдельных программ, проектов по развитию транспортного комплекса целесообразно определять с позиций

  • их влияния на возможность решения узловых проблем,
  • ликвидации этих причин и
  • последствий их возникновения.

Транспортное сотрудничество может и должно развиваться в различных, но взаимосвязанных направлениях, определяемых основными сферами деятельности по достижению указанной цели.

Разрабатываемые Международной Академией транспорта проблемы связаны с конкретными и согласованными мерами по упорядочению и гармонизации в странах СНГ национальных транспортных законодательств, таможенных режимов, тарифной политики, государственной поддержки программ лизинга транспортных средств, развитию системы кадрового обеспечения транспортного комплекса. Они решаются в тесном контакте с межгосударственными органами и органами управления национальными транспортными системами.