Не Суэцким каналом, а Северным морским путем

Феликс Кацман, вице-президент Российской Академии транспорта

декларация соответствия ценаСуществует несколько аспектов, выделяющих российскую зону Арктики из множества разных районов, мест, территорий земного шара. Прежде всего, это несметные богатства недр. Однако их роль и значение возрастают благодаря наличию омывающих берега Арктики морей и проливов, составляющих в совокупности единую транспортную магистраль — Северный морской путь.

В марте нынешнего года правительство России приняло Концепцию развития Севера. Ее базисом является транспортная составляющая и, прежде всего, морской транспорт, вопросы оформления декларации и правил сертификации. Благодаря ему Север России и живущие там 12 процентов россиян поставляют в бюджет страны пятую часть национального дохода.

Крупнейшая транспортная артерия

Северный морской путь — это, несомненно, природное богатство Российской Арктики. Крупнейшая магистральная транспортная артерия, соединяющая континенты и страны, расположенные в зонах трех океанов — Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого, — это не только основа экономической стабильности Севера, а важнейший элемент российской и международной транспортной системы.

В морях, составляющих Северный морской путь, расположены устья крупнейших российских рек — Северной Двины, Лены, Оби, Енисея, Ангары и др. Они пересекают богатейшие российские регионы Северо-Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока и с устьевыми портами Северного морского пути соединяют крупнейшие российские железнодорожные магистрали, образуя тем самым единую Арктическую транспортную систему. Основа этой системы — Северный морской путь.

получить декларацию соответствияМагистраль, соединяющая континенты

Он является кратчайшим расстоянием между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии. При обеспечении стабильного функционирования, Северный морской путь способен принять на себя значительную часть транзитных грузов, снабженных необходимым пакетом технической документации, транспортируемых через Суэцкий канал, быть его надежным резервом и конкурентом в кризисных ситуациях. Это немаловажно, учитывая, что через Суэцкий канал в южном направлении, то есть экспорт из стран Западной Европы, и в западном направлении — дальневосточный импорт — ежегодно пропускается не менее 80 млн. тонн грузов. В их числе — прокат металлов, руда, нефтепродукты и многое другое, транспортируемое и Северным морским путем.

получить декларацию соответствияСвидетельств эффективности Северного морского пути по сравнению с Суэцким и Панамским каналами немало. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, например, составляет 12840 миль, а Северным морским путем 5770 миль; путь из порта Роттердама через Суэцкий канал — 11250 миль, а Северным морским путем 7350 миль. В рейсе из Мурманска в порт Ванкувер (Канада) через Панамский канал судно пройдет 9700 миль, а Северным морским путем 5400 миль. Рейс из Роттердама в Ванкувер через Панамский канал составит 8920 миль, а Северным морским путем 6980. Эти и другие преимущества Северного морского пути были отмечены на Первой Международной евро азиатской конференции по транспорту. В ее Декларации подтверждались меры и решения, принятые к тому времени в целях развития эффективных евро азиатских транспортных связей, срок действия ее ограничен. И первым среди тех, кого они касались, назывался Северный морской путь, значение которого в развитии эффективных евро азиатских связей придавалось огромное значение. Северный морской путь был определен на конференции как самостоятельный евро азиатский транспортный коридор.

Роль Северного морского пути в этом качестве за последние годы существенно возросла. Связано это с активизацией освоения российского нефтегазоносного арктического шельфа, с ростом перевозок Норильского металлургического комбината — одного из крупнейших в мире производителей и экспортеров цветных металлов.

Потенциальные возможности

Рассматривая проблемы функционирования Северного морского пути нельзя отрывать их от общих проблем Российской Арктики. Не случайно они привлекают пристальное международное внимание. Рассмотрению потенциальных возможностей Северного морского пути были посвящены российские- норвежские -японские исследования, известные под аббревиатурой ИНСРОП (INSROP).

Однако эффективное функционирование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора, решающего задачи транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей России, и международным требованиям, возможно только при условии решения ряда неотложных проблем:

декларация соответствия техническому регламентуНеобходимо создать нормативно-правовую базу функционирования Северного морского пути как международного транспортного коридора, содержащую порядок допуска иностранных судов на трассу и в порты магистрали, требования навигационной безопасности.

Для обеспечения круглогодичного навигационного цикла всех трасс Северного морского пути, независимо от сезонов и степени ледовитости, необходимо обновить и увеличить парк ледоколов. В настоящее время магистраль обслуживает 6 атомных ледоколов. Вскоре, после списания «Арктики», их останется 5. По самым элементарным подсчетам, ледокольный парк следует, как минимум, удвоить.

Представляется необходимым принять неотложные меры по обеспечению навигационной, в том числе гидрографической, безопасности по всей трассе с осуществлением промеров, установкой необходимых гидрографических знаков.

Решение социально-экономических проблем

Требуется комплекс мероприятий, обеспечивающих решение социально-экономических проблем, в частности, окончательное решение проблемы «Северный завоз», уйдя от принципа выживания и перейдя на принцип удовлетворения нормальных потребностей населения.

Среди актуальных вопросов, требующих решения, — кадровое обеспечение функционирования магистрали. В частности, подготовка в необходимом количестве судоводителей, специально ориентированных на работу в Арктике на ледоколах, гидрографов, метеорологов, океанологов и других специалистов.

декларация соответствия 5

Промышленное освоение Арктики, в первую очередь повышение интенсивности нефтегазодобычи и перевозок углеводородных грузов, требует обратить особое внимание на экологическую защиту Севера. В зонах «Норильского», «Северный никель» и др. комбинатов в атмосферу выбрасываются тысячи тонн диоксида серы и других вредных веществ, создающих недопустимые перегрузки на все компоненты природы, выводя из оборота полезные территории (пастбища).

Создание по всей трассе Северного морского пути условий для сервисного обслуживания международного транспортного коридора, то есть грузовых терминалов, логистических центров, центров связи и подобных им.

Разработать концепцию, а затем — и федеральную программу по развитию Северного морского пути как международной транспортной магистрали. Особое внимание должно быть уделено факторам, обеспечивающим благоприятные условия транспортировки грузов, вопросам сертификации продукции. Приоритетными должны быть — таможенное обслуживание, тарифы, портовые сборы, обеспечение сохранности грузов, безопасность движения судов.

Северный морской путь, как и вся российская часть Арктики, — национальное богатство России, требующее повышенного к себе государственного внимания.