На перекрестке истории – проблемы Петербурга наших дней

На перекрестке истории На пороге трехсотлетия

На пороге трехсотлетия город, выросший в устье Невы, задумался о своей дальнейшей судьбе. Переосмысливая историю собственного развития, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград, вновь ставший Петербургом, обнаружил, что принять когда-то решение о закладке новой российской столицы на Неве было гораздо проще, чем определить к концу ХХ века, каким город будет через 20-30 лет и как решать проблемы, обступившие его со всех сторон.

Эти проблемы, сопутствующие развитию всякого мегаполиса, — транспортные, жилищные, экологические — стали обостряться еще в 60-е и 70-е годы. Люди, живущие в городе и управляющие им, разрабатывали программы и планы и реализовывали их по мере финансовых возможностей, а также в соответствии с возможностями человека вообще предугадать ход исторических событий. И вряд ли кто-нибудь из современников предполагал, что еще до конца нынешнего века на одной шестой части суши, называемой СССР, произойдут радикальные политические и идеологические перемены, что совершатся геополитические события и что в городе на Неве многие прежние завоевания в разных сферах его жизни предстанут как потери.

Но так произошло. Огромный промышленный и научный потенциал Петербурга, во многом ориентированный на удовлетворение оборонных нужд страны, оказался неспособным быстро перестроиться в условиях рыночных отношений. Бесценное культурное наследие, лишившееся материальной поддержки, стало гибнуть. И даже тот козырь, который так привлек в свое время основателя Петербурга — географическая близость к Европе, стал переходить в руки соседей — балтийских и скандинавских стран. К тому же грузовые потоки и обеспечивающие их средства за последние десятилетия так изменились, что Петербург перестал быть единственным окном России на Европу.

трехсотлетиеВ чем же сегодня предназначение Петербурга?

Наивные попытки создать некий финансовый и туристический центр на месте города, где начиналась промышленность России, вообще оказались с первых шагов обреченными на провал. Разработки ученых, анализ ситуации, обсуждение проблемы на Петербургском экономическом форуме и на ряде конференций, создание Стратегического плана для Санкт-Петербурга, наконец, показали, что будущее города — это быстрое и интенсивное развитие, прежде всего транспортного узла. И не только в устье Невы, но и на всем приграничном северо-западном пространстве России, включая морские и речные пути, железные дороги, автомобильные магистрали.

Речь идет, конечно же, не только о дорогах как таковых, а в целом о создании новой инфраструктуры, обеспечивающей процесс общения между странами Европы и Россией, между регионами, государствами — членами СНГ. Эта инфраструктура подразумевает и систему управления транспортными потоками, и таможенное обеспечение и сопровождение грузов на транспорте (в том числе и качественное оформление деклараций соответствия для различных грузов), и весь широчайший спектр сертификации продукции и услуг, в частности, оформление сертификатов на услуги автосервиса (СТО) в связи со стремительно увеличивающимся числом автомастерских, и новые финансовые связи, и соответствующую трансформацию промышленности вместе с ее оживлением, и важные социальные перемены.

Из публикуемых в этом номере журнала материалов читатель узнает о некоторых проектах, о прогнозах специалистов и о планах, реализация которых начинается в эти дни. Многие из проектов возникли не на пустом месте, не с нуля, а как продолжение предшествующих разработок, как использование тех теоретических и практических заделов, которыми всегда гордились отечественная наука и производство.

Важная и характерная для нынешнего времени особенность всего проекта, получившего, как известно, название «Европейские ворота России», состоит еще и в том, что выход России на европейское пространство осуществляется теперь совместными усилиями обеих сторон. Обоюдная заинтересованность в рынках — для развития торговли, для укрепления финансов, для движения ценных бумаг — способствуют притоку капиталов, стремлению отечественных и западных бизнесменов принять участие в столь перспективном деле. Так что пророческие слова о том, что «все флаги в гости к нам», обогащенные новым содержанием, еще не раз вспомнятся нам и в 300-летие Санкт-Петербурга, подтвердятся целым перечнем уже свершенных масштабных проектов.