Морские порты – работа в любое время года

Анатолий Гордиенко,

главный инженер Морской администрации порта

Обеспечение безопасности мореплавания

причал 5Морские администрации портов созданы в России в 1994 году. Это унитарные, то есть государственные учреждения, выполняющие функции портовой власти. Главная из задач нашей Морской администрации — обеспечение безопасности мореплавания и круглогодичной навигации в акватории Финского залива и Невы, контроль за предоставлением нормативно-технической документации (ТУ, декларации о соответствии и другое).

Эта многотрудная деятельность включает в себя постоянную заботу о поддержании декларированных портом глубин морского и подходных каналов, фарватеров в зоне ответственности Невской гавани. Сейчас развернуты работы по дноуглублению морского канала до отметок 13,5 метра (против 11,5), его уширению до 140 метров (сейчас 100). Объем этих работ уже несколько лет постоянен — 550-600 тысяч кубометров грунта. Так что новых габаритов канала мы достигнем в 2000 году, что позволит нам принимать более крупные суда.

Оснащенность порта современным оборудованием

Значительный прогресс достигнут в оснащении порта радионавигационным оборудованием. Оно обеспечивает проводку судов в любое время года и в любую погоду от приемного буя за Кронштадтом в порт и обратно. В нынешнем году старые радиолокационные станции в Стрельне и Старом Петергофе мы заменили на современные системы, снабженные паспортом изделия и сертификатами. В районе бухты Батарейная вводятся в действие аппаратные комплексы и антенны глобальной морской системы связи при бедствиях.

Особенность нашего порта — необходимость использования для проводки судов в зимний период ледокольного флота. Это, конечно, осложняет работу портовых служб, требует наличия мощной техники, специалистов.

Морские ворота на стыке Запада и Востока

Но, конечно же, главное — это максимальное использование тех преимуществ, которые предоставляет нам географическое положение морского порта в пределах Санкт-Петербурга, Северо-Западного промышленного региона, связанного со всей Россией удобными и развитыми видами коммуникаций. По сути, наш порт — широкие морские ворота на стыке Запада и Востока, самый крупный и удобный перевалочный пункт в международной торговле.

Что же делается, чтобы в сжатые сроки преобразовать, сделать более привлекательной Невскую гавань?

Причальный фронт — 660 метров

Журнал «Сегодня» писал уже о создании в нашем порту, на 101 причале, крупнейшего в России контейнерного терминала. Он рассчитан на ежегодную переработку 150.000 контейнеров. В октябре принят в эксплуатацию финишный участок сооружаемого причала длиной 450 метров. Теперь причальный фронт общей протяженностью в 660 метров готов к приему контейнеровозов и судов типа «РО-РО», где работы, хоть и по временной схеме, уже ведутся. Их полный разворот настанет после приобретения импортных перегружателей и кранов. На это потребуются десятки миллионов долларов. Совместно с ОАО «Морской порт «Санкт-Петербург» их предстоит изыскать. Так как суперсовременный терминал должен работать как часы, ни на минуту не задерживая движение грузовых потоков, проводя четкую и слаженную работу по проверке товарной документации (сертификаты на продукцию, декларации соответствия).

Мощности порта растут

причал 5-2Коренной реконструкции подвергается еще один контейнерный терминал, действующий на причале 88. Его мощность возрастет на 50 процентов. Таким образом, наш морской порт будет обладать одним из самых современных и емких на Балтике терминальных тандемов для приема контейнеров.

Преобразятся также причалы 28-30 и 68-70. Они возродятся почти из небытия, став универсальными терминалами по обработке генеральных грузов. Возводится и крупный нефтеналивной комплекс, рассчитанный на перевалку 5 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. К нефтяному терминалу несколько лет назад уже подведен продуктопровод из Киришей, проложены железнодорожные ветки, автодороги, создана полная инфраструктура для обеспечения безостановочной работы терминала. Пока новые порты в пределах Ленинградской области будут строиться, наш может ежегодно прибавлять в своей производительности.

Ориентация прояснилась

Полностью прояснилась ориентация порта на территории Петербурга: здесь разумно принимать и перерабатывать наиболее ценные и выгодные с экономической точки зрения грузы — генеральные, контейнеры, рефрижераторные, оборудование, тяжеловесы. Опасные с точки зрения экологии грузовые потоки, а также навалочные грузы разумнее вывести за пределы города, сосредоточить на отдаленных грузоперерабатывающих комплексах, как это, к примеру, делается с угольным терминалом в Усть-Луге. Такое зонирование, кстати, предусмотрено одобренной правительством города схемой Большого порта Санкт-Петербурга. Морская администрация и руководство Акционерного общества стремятся к тому, чтобы прибыв в наш порт любой судо- и грузовладелец мог воспользоваться всеми возможными услугами по хранению, экспедированию, таможенному оформлению, отправке грузов в необходимые пункты назначения с помощью выбранного им вида транспорта. В результате осуществления всего задуманного, привлекательность Невской гавани только выиграет.

По прогнозам международных экспертов увеличение грузооборота в нашем порту гарантируется до 20 миллионов тонн в год. Это перспективы ближайшего будущего. Они уже подкреплены конкретной работой Морской администрации. Более отдаленная цель — грузооборот в 60 миллионов тонн будет уже по плечу Большому порту Санкт-Петербурга.