Главная » Архивы-2 » "Мишку" жалко. Об изменениях в законе РФ "О товарных знаках"

«Мишку» жалко. Об изменениях в законе РФ «О товарных знаках»

2001. «ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выражает категорическое несогласие с проектом внесения изменений в закон РФ «О товарных знаках», который планирует национализировать известные российские товарные знаки.

Данный акт противоречит общим нормам законодательства РФ, установившим, что закон обратной силы не имеет. Более всего в данной ситуации пострадают предприятия, имеющие паспорт на продукцию, наиболее активно развивающие свою производственную деятельность, разработавшие программы производственного контроля для усиления работы по обеспечению безопасности предприятия для окружающей среды и проверке качества готовой продукции».

Эта цитата, звучащая, как крик отчаяния, — из письма президента «Красного Октября» А. Н. Даурского, адресованного генеральному директору Роспатента А. Д. Корчагину. Предложение Роспатента ввести в закон о товарных знаках понятие «знак соответствия», которым, по замыслу авторов реформы, будет обозначаться популярная продукция, выпускаемая до 1992 года одновременно несколькими предприятиями, — конфеты «Мишка», шоколад «Аленка», водка «Столичная», вызывает неприятие со стороны руководства «Красного Октября». Здесь убеждены, что введение данной нормы вызовет массовый всплеск активности по аннулированию известных товарных знаков с целью перевода их в знаки соответствия. В итоге на рынке могут появиться недоброкачественные продукты с одним и тем же названием, произойдет смешение однородных товаров. От этого пострадает покупатель, привыкший к своим любимым изделиям и производителям.

Бренд и тех условия регистрации

Знак соответствия права на марку или просто сертификат соответствия

«Столичным фабрикам не нужно введение знака соответствия. Это, скорее, выгодно провинциальным предприятиям, которые получат возможность производить известную всем продукцию. Для них главное — понятная потребителю марка и низкая цена, и никаких обязательств, документов и регистраций, что не может не отразиться на качестве и, вероятнее всего, подорвет ценность старых марок «. В самом простом случае, необходимо получать сертификат соответствия, как на любую другую кондитерскую продукцию — разъясняет юрист «Красного Октября» Константин Феденюк.

Совсем недавно «Красный Октябрь» закупил по импорту новейшее технологическое оборудование для производства конфет «Мишка косолапый» на сумму $10 млн. И здесь считают, что если права на выпуск «Мишки» получат другие производители, не имеющие необходимого оборудования, сырья, технологических регламентов, рецептуры и экономящие на ингредиентах, то доброе старое имя скоро будет опорочено. Бренд «Мишку» просто «убьют». А «Красный Октябрь» со всем своим оборудованием, оформленными тех условиями и попыткой регистрации «вылетит в трубу».

«Ряд кондитерских изделий нашей фабрики, товарные знаки на которые подпадают под предложения Роспатента, разработаны на нашем предприятии и за десятилетия их производства завоевали мировую известность, — рассказывает Константин Феденюк.

— Это марки:

  • «Красная шапочка»,
  • «Раковая шейка»,
  • «Золотой ярлык»,
  • «Незнайка» и другие.

Считаем, что они должны остаться за фабрикой-разработчиком. Государству необходимо ввести строгий контроль за тем, чтобы все производители применяли только защищенные товарные знаки. Это поможет бороться со случаями недобросовестной конкуренции, с которыми «Красный Октябрь» постоянно сталкивается, например, с производством шоколада «Аленка» на фабриках «Славянка» и «Волшебница» или конфет «Мишка косолапый» на фабрике «Россия».

За бедную марку замолвите слово или тех документация в первую очередь

"О товарных знаках"С развитием рыночных отношений рядом со старыми, хорошо известными нам с детства названиями, как грибы, растут новые. Это ведет к резкому увеличению числа подаваемых на регистрацию товарных знаков. В 1999 году количество заявок на регистрацию, поступивших в Роспатент, составило 28 тысяч, в 2000 году — 43 тысячи, в текущем году, по предварительным оценкам, — более 50 тысяч. рынке и другие. Сертификация продуктов питания — просто цветочки по сравнению с патентным правом. Обсудим реалии этих цветочков с руководителями.

По словам Елены Климко (группа компаний «Нерком»), несмотря на то, что действующим законодательством предусмотрены возможности для защиты товарных знаков, недобросовестные компании не копируют, а имитируют известные бренды путем повторения их отдельных элементов. В качестве примера она привела все ту же «Аленку», которую выпускают в Старом Осколе. Чтобы защитить себя, отметила госпожа Климко, многие фирмы теперь регистрируют в качестве товарного знака не только название товара, но и его упаковку, оформляя ее отдельно, тех условия патентования это позволяют. Например, ОАО «Черкизовский молочный комбинат» с целью защиты своей упаковки подало сразу три заявки на оформление (на регистрацию словесного, изобразительного и комбинированного товарного знака).

Тем не менее, даже наличие трех регистраций не смогло предотвратить появление линии молочных товаров «На здоровье», упаковки которых весьма сходны с «Иваном Поддубным».

По мнению Елены Климко, «неблагоприятная для производителей ситуация сложилась и в Роспатенте.

О загруженности экспертов

Большая загруженность экспертов приводит к многочисленным ошибкам. В результате Апелляционная палата «Роспатента» помимо рассмотрения действительно спорных ситуаций занимается исправлением ошибок своих экспертов».
Несовершенство защиты товарных знаков отметил и адвокат Евгений Ариевич, партнер международной юридической фирмы «Бейкер и Маккензи». Он обратил внимание на то, что «даже те правовые механизмы, которые имеются, недостаточно используются патентным ведомством, административными и судебными органами». «Отсутствие адекватной охраны вынуждает владельцев регистрировать знаки чуть ли не в отношении всех 42 классов товаров и услуг, что, несомненно, является порочной практикой», — подчеркнул он.

P.S. В этой статье мы не ставили своей целью непременно рассказать обо всех конфликтах, связанных с борьбой за старые и новые, советские, постсоветские и иностранные товарные знаки, торговые марки и брэнды. Так же как и не собирались, во что бы то ни стало, упомянуть все нашумевшие и еще не отшумевшие судебные дела, связанные с борьбой за заветные знаки отличия, без которых товар — не товар. Скажем, такие, как битва за «Жигулевское», в которой самарские пивовары, пойдя на таран противника, едва не сокрушили еще 30 известнейших товарных знаков, не имеющих отношения к этому популярному напитку. Или продолжающаяся схватка за водки «Столичная» и «Русская» между «Союзплодимпортом» и Минсельхозом. Мы не написали об этом, полагая, что каждый из этих увлекательных сюжетов — тема для отдельной статьи или статей. Ситуация развивается столь стремительно, что мы к ним обязательно вернемся.