Главная » Архивы-2 » Мировые торговые сети - схватка за одну шестую часть Земли

Мировые торговые сети — схватка за одну шестую часть Земли

Мировые торговые сетиВ какой роли окажется отечественная торговля — участников или наблюдателей? На этот вопрос, еще актуальный вчера, сегодня получен вполне определенный ответ.

Минувший год войдет в историю отечественной торговли как год небывалого всплеска интереса к регистрации технических условий и беспрецедентной активности на российском рынке западных оптовых и розничных сетей.

Все ритейлеры – за сертификатами ГОСТ

После длительного периода изучения перспектив российского рынка, страха перед политической нестабильностью и неблагоприятным инвестиционным климатом, взвешиваний всех «за» и «против» крупные иностранные ритейлеры, словно пытаясь не отстать друг от друга, устремились в Россию. Вслед за шведской IKEA и немецкой METRO к нам пришли французская Auchan и голландская Spar. А за ними уже пристраиваются новые солидные инвесторы — Carrefour-Promodes и Ruby Rose.

Это означает, что конкурентная борьба на российском поле развернется не только среди отечественных торговых сетей, но и среди их иностранных коллег, которые неожиданно распознали в Москве и Подмосковье «новый Клондайк», сулящий отправляющимся на прииски инвесторам слитки российского золота.

Москва – миллионы потребителей

Московский потребительский рынок — это 15 млн. потенциальных покупателей. При этом в отличие от западных потребителей жители российской столицы и ее окрестностей меньше откладывают, а больше тратят. По некоторым оценкам, на покупки уходит 79% доходов населения, что в два раза больше, чем на Западе. Еще одна особенность российской торговли — господство рынков, среди которых супермаркеты пока выглядят островками, а вовсе не материками. Лишь 12% граждан в Москве идут за покупками в супермаркеты, остальные по старинке отовариваются на рынках. Вот за эту потребительскую аудиторию и разворачивается сегодня битва гигантов. Они понимают, что столица — это своего рода испытательный полигон, и если удастся развернуться здесь, то затем можно будет начать успешную экспансию и в российские регионы. Амбициозная цель завоевать Россию не дает покоя шведам, немцам, голландцам, французам. Отбить покупателей у рынков, предложив им более приемлемые цены в сочетании с высокой культурой обслуживания, — главная задача западных «золотоискателей» в России. При этом, судя по размаху инвестиций и «громадью планов», они неизбежно начнут конкурировать не только (и даже не столько) с российскими сетями, сколько между собой.

СПАРринг-партнеры

Жителям московского Чертаново в прошлом году выпала честь пополнить ряды многомиллионной аудитории транснациональной торговой сети Spar — самой крупной сети супермаркетов в мире (ей принадлежит свыше 18 000 магазинов в 32 странах, общий оборот которых составляет 26 млрд. евро). Открывшийся в Чертаново первый супермаркет SPAR в России призван доказать всю серьезность намерений этой международной сети на одной шестой части Земли. Показательно, что наряду с демонстрацией флага в Москве Spar запускает региональную программу в Нижнем Новгороде, которую будет осуществлять нижегородская компания «Сладкая жизнь». То, что инструментом продвижения марки Spar в Нижнем становятся российские компании, выявляет принципиальное отличие ее бизнес-концепции от концепций других транснациональных сетей. Здесь создана программа производственного контроля, которая включает перечень лабораторных исследований и измерений и другие характеристики безопасности производства. Проведена большая работа по внедрению системы менеджмента качества для улучшения качественных показателей продукции с помощью управления бизнес-процессами в компании.

Магазины Spar пользуются маркой на правах франчайзинга, то есть вливаются в мировую семью Spar и при этом не становятся сиамскими близнецами, сохраняя независимость. Spar лишь обеспечивает их всем необходимым для свободного плавания под белым парусом с красной эмблемой (доступ к централизованным поставкам, предоставление торговых технологий).

Кого привлечь к сотрудничеству на условиях франшизы независимых розничных операторов

Как сообщил недавно генеральный директор «Сладкой жизни» Альберт Гусев, одновременно занявший должность управляющего Spar в Нижнем Новгороде, «Сладкая жизнь» планирует там переоборудовать под марку Spar три супермаркета. Первый из них уже открылся в январе 2002 года. Смесь «голландского с нижегородским» (Spar была основана в Голландии) обещает быть весьма любопытной: в Нижнем также предполагается строительство супермаркетов в двух форматах: EuroSPAR (площадью от 1 000 до 2 500 м?) и «соседский магазин» (200-500 м?). Если проекты окажутся успешными, то в дальнейшем Spar может привлечь к сотрудничеству на условиях франшизы независимых розничных операторов.

Общее число супермаркетов Spar в Нижнем Новгороде к 2003 году должно достичь десяти. К нижегородской «горячей десятке» присоединится столичная «двадцатка» (в нынешнем году в Москве должно открыться около 20 супермаркетов Spar). Всех их объединяет принадлежность к так называемым «экономичным» супермаркетам (торговая площадь от 200 до 1 500 м?). При этом отдача от них обещает быть весьма высокой: технология Spar предполагает более высокий товарооборот на квадратный метр торговой площади, как, впрочем, и более высокую выработку на одного торгового работника.

Перспективы оптовой торговли

схватка за одну шестуюГоворя о специфике бизнес-модели Spar, нельзя не отметить, что она включает в себя не только собственно розничную торговлю, но и розничную дистрибуцию и логистику (материально-техническое обеспечение). Примечательно, что в других странах Spar успешно прибегает к практике размещения заказов на производство товаров под своими товарными знаками, что позволяет формировать категорию потребителей, приученных не столько к марке товара, сколько к марке розничной сети. Тем же путем Spar намерена пойти в России. Если в Нижнем Новгороде флаг Spar несет в руках «Сладкая жизнь», то в общероссийском масштабе ее основным партнером стала оптовая компания «Русмед». Менеджеры «Русмеда» и составили костяк команды ЗАО «СПАР Ритейл», которая отвечает за программы в Москве и Московской области.

Ко всему сказанному необходимо добавить, что Spar не намерена делать прямые инвестиции в уставный капитал розничных операторов, работающих под его маркой. Компания лишь оказывает франчайзерам содействие в получении кредитов в российских банках. И, как уже говорилось выше, помогает им встать на рельсы цивилизованной торговли, преобразуя их в свой формат, дающий немало стратегических преимуществ. Так что никакой финансовой пуповиной российские компании, работающие под флагом Spar, с «летучими голландцами» связаны не будут, что позволит им сохранять полную самостоятельность. Именно им в обозримом будущем и суждено стать основными СПАРринг-партнерами «Рамстора», «Седьмого континента» и других сетей, существующих на российском рынке не первый год.

Справка. Компания «Спар» была основана в 1932 году в Голландии. Первый магазин открыла в конце 40-х в Бельгии. Сегодня в торговую сеть «Спар» входят более 17 тысяч магазинов. Суммарный годовой оборот составляет $25 млрд.