Методы определения условий состояния воды и воздуха

Методы определения условийСпецифика экологической обстановки в любом районе определяется как природными, так и антропогенными факторами, их взаимодействием. В большинстве случаев подобное взаимодействие при­водит к прямому или косвенному загрязнению водных объектов, атмосферного воздуха, почв, к угнетению рас­тительного покрова, что в целом отражается на здоровье людей, особенно горожан.

Требования к разработке расчета наг­рузки на ландшафт

Возникает необходимость разработать технические условия для расчета предела нагрузки загрязнения на ландшафт. Наг­рузку на ландшафт сопоставляют с его экологической емкостью, то есть способностью выполнять социальные фун­кции (о чем говорилось в первой главе), а также обеспе­чивать жизнедеятельность биотического компонента без отрицательных последствий. Емкость измеряется в био­логии числом особей на единицу площади — гектар. Сущес­твует предложенное B.C.Жекулиным понятие ландшафтно-экологической ситуации (ЛЭС), то есть состояние лан­дшафта в условиях экологической загрязненности. К сожалению, следует заметить, что экологически неблагоприятным является практически весь Северо-За­падный регион, в частности, Ленинградская область, что связано в первую очередь с особенностями освоения тер­ритории и допускаемыми при этом ошибками (в частнос­ти, отсутствие систем защиты от загрязнения).

Антропогенные фак­торы и другие неблагоприятные условия влияния на среду

К значимым неблагоприятным антропогенным фак­торам для Ленинградской области относятся:

  • наличие крупнейшего в бассейне Балтики много­миллионного города, крупного индустриального центра;
  • наличие в городе и области неблагоприятных с экологической точки зрения  промышленных предпри­ятий;
  • наличие крупных агропромышленных комплексов, ферм, применение пестицидов и других химических средств;
  • биоиндикация воздушного загрязнения.

Для более подробной индикации следует пригото­вить:

  • рейку длиной 2 м, размеченную через каждые 10 см;
  • линейку длиной 50 см (с делениями в 1 мм);
  • конверты — по 5 штук на каждую точку обследова­ния.

Методика работы на точке участка и требования к расчетам

состояния воды и воздухаУ каждого деревца измерить высоту (с точностью до 1 см), длину четырех верхних участков ствола, начиная сверху. На каждом участке, в его средней части, выбрать самую большую пару хвоинок, оторвать и измерить их длину. Определить класс повреждения и усыхания, как описано выше. После измерений и оценки все 4 пары хвоинок положить в конверт, написать на нем номер участка и дерева. В этот же конверт положить кусочек слущенной со ствола коры толщиной 1-2 мм, размером 5×10 см. Оце­нить продолжительность жизни хвои на дереве. Выбрать на дереве боковую ветвь (из четвертой, считая сверху, мутовки) и на ней померить длины после­дующих четырех побегов, считая с кончика. Оценить состояние лишайникового покрова. По всему участку оценить степень вытоптанности. Указать в полевом дневнике для данного вида работ адрес участка, ближайший населенный пункт, сделать зарисов­ки, отметить на картосхеме все точки наблюдения.

Условия участия в работе по оценке экологической ситуации

Если Вы хотите участвовать в общей работе по оценке экологической ситуации в Ленинградской области и внес­ти свой вклад в сбор данных, можете придать полученным вами материалам особую ценность, отправив их по адре­су:

191186, Санкт-Петербург, улица Желябова, 29, к. 212 или: 198904, Санкт-Петербург, Ст. Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, 2. Биологический НИИ СПбГУ, лаборатория высших растений.

Конечно, копии материалов обследования надо оста­вить у себя, так как, проводя ежегодно аналогичные работы, можно (и нужно) осуществлять мониторинг (сле­жение) за состоянием водного и воздушного бассейна. Основой мониторинга должна стать сеть постоянных (реперных) точек, наблюдения на которых производятся по описанной выше методике, разработанной специалис­тами-биологами.

Если Вы намерены осуществить деятельность по экологическому мониторингу (ее не обязательно организовывать в усло­виях лагеря, можно работать маршрутами или экспедициями), то сообщите о Вашем пришлите предполагаемую картосхему точек наблюдения в Русское географическое общество, Комитет по пропаганде географических знаний Санкт-Петербург, переулок Гривцова, 10. РГО Т.С.Комиссаровой.

Вы будете включены в создаваемую сеть школьного геоэкологического мониторинга, а получаемые от Вас данные будут обрабатываться с помощью методов электронного картографирования (Санкт-Петербург, школа-колледж №462 «Земля и Вселенная» ОА.Друговейко).