Главная » Архивы-2 » Локомотивы региональной политики – о роли совета Ассоциаций

Локомотивы региональной политики – о роли совета Ассоциаций

На наши вопросы отвечает президент Ассоциации «Северо-Запад», губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев

Локомотивы региональной политики — Премьер-министр вместе с членами правительства принял участие в работе заседания Координационного совета Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада России. Как Вы оцениваете это событие?

— Действительно, сам факт непосредственного участия главы и членов правительства в рассмотрении проблем продовольственного обеспечения и перспектив развития агропромышленного комплекса является для нас важным событием. В настоящее время в России действуют 8 ассоциаций. Не перерастая в управленческие структуры, они являются своеобразными мозговыми центрами разработки техдокументации и реализации стратегии экономического и социального развития регионов. Поэтому очень ценно, что в ходе разговора на Координационном совете были затронуты принципы методологии деятельности межрегиональных ассоциаций, подчеркнута необходимость повышения результативности их работы и совершенствования взаимоотношений с центром.

— Стало быть, ассоциации стремятся решать те или иные проблемы не только в интересах какой-то одной области, республики, города?

— Конечно, удовлетворение каких-то местных нужд по силам и самим губернаторам, да и многие крупные вопросы, как подчеркивалось на встрече с премьер-министром, может и должна решать сама Ассоциация. Но при этом нередко возникают ситуации, когда требуются либо участие федеральных властей, либо участие других регионов и ассоциаций.

О разработанных программах и проектах

Почти год назад на встрече руководителей межрегиональных ассоциаций с президентом России я напомнил о нескольких предложениях, которые были внесены в правительство. Например, наша Ассоциация «Северо-Запад» и Ассоциация «Большой Урал» обратились с просьбой о финансировании строительства железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Пермь, в которой заинтересованы свыше 20 регионов России и некоторые страны СНГ.

Ассоциацией «Северо-Запад» была разработана программа «Здоровье народов Севера», предложение о создании центров высокоспециализированной медицинской помощи на базе существующих больниц и институтов. Есть немало крупных инвестиционных проектов межрегионального значения. Возьмите, к примеру, проекты развития Северного морского пути или использования минерально-сырьевой базы. Они требуют значительных капиталовложений и соответственно залоговых обязательств.

Реализовать их отдельным субъектам федерации не по силам, потому, на наш взгляд, требуется более активная, чем прежде, поддержка Центра. При всем этом надо понимать, что в нынешней тяжелейшей экономической и финансовой ситуации при спаде производства и скудости Федерального и местного бюджетов многие рекомендации, проекты и идеи, касающиеся развития территорий, невозможно реализовать из-за элементарной нехватки средств.

И неслучайно на заседании Координационного совета обсуждались меры по пресечению организованной преступности в экономике, усилению государственного регулирования в различных отраслях производства и реализации продукции (наличие сертификатов соответствия). Усиление административных мер воздействия со стороны исполнительных и законодательных органов власти будет содействовать росту доходов местного и федерального бюджетов.

Такую же направленность имела и обсуждавшаяся проблема судоремонтного и судостроительного комплекса региона. Предложенные Ассоциацией решения дадут возможность увеличить число рабочих мест, доходы бюджета в связи с ростом морских грузоперевозок, добычей рыбы и морепродуктов.

Локомотивы региональной политики — Во многих документах, связанных с межрегиональным сотрудничеством, больше всего говорится именно о крупных проектах, вплоть до национальной программы вывода страны из системного кризиса. Не заслоняют ли такие глобальные проблемы насущные проблемы населения, интересы Петербурга?

— Во-первых, при подготовке и обсуждении крупных проектов все члены Ассоциации исходят как раз из интересов экономического и социального развития и сотрудничества территорий, полномочными представителями которых они и являются. Замечу, что зачастую интересы жителей Петербурга совпадают с интересами жителей Республик Карелия или Коми, Калининградской, Кировской или иных областей, Новгорода или Пскова, жителей городов и поселков. Ведь решение проблем энергообеспечения, например, или развития транспорта, отдельных отраслей промышленности в равной мере будет во благо населению всего региона.

С другой стороны, те решения, которые принимаются администрациями субъектов Федерации и могут затронуть интересы населения другой территории, как правило, рассматриваются Координационным советом Ассоциации. Поэтому никто из нас, членов Ассоциации, за все это время не предпринял шагов, которые могли бы нанести ущерб соседям. Напротив, ряд решений, принятых на местном уровне, оказалось вполне возможным рекомендовать другим членам Ассоциации как интересный и полезный опыт.

Сегодня ассоциации организуют, собственно, сам процесс выполнения воли, намерений и планов своих учредителей. Таким образом, они и становятся необходимым исполнительным звеном в системе управления, помогающим восстановить и создать новые связи в отношениях между центром и местными властями.