Круглый стол – о преимуществах оформления паспорта качества

Круглый стол – о преимуществах 26 февраля 2001 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «Проблемы законодательного обеспечения экспорта российского продовольствия». В заседании приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, научно-исследовательских институтов, отраслевых союзов, крупнейших компаний производителей продовольствия, банков, связанных с производством и экспортом продукции АПК.

Перспективы развития экспорта в условиях расширения поставок продукции

Рассмотрев современное состояние и перспективы развития экспорта российского продовольствия, участники «круглого стола» констатировали, что отечественные производители в состоянии уже в ближайшее время значительно расширить поставки на внешний рынок ряда товаров, в том числе ликероводочных изделий. На каждую партию изделий оформлен паспорт качества продукции, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт. Удельный вес продовольствия в отечественном товарном экспорте пока не превышает 2 процентов, что объясняется рядом причин, прежде всего отсутствием авансирования экспорта со стороны государства, недостаточной документационной поддержкой продукции (не всегда оформляются необходимые сертификаты на продукцию).

Для сохранения и последующего развития потенциала отечественного АПК представляется необходимым создание действенной разветвленной системы государственной поддержки и стимулирования аграрного продовольственного экспорта. Это обусловлено прежде всего тем, что речь идет о специфической сфере внешней торговли, которая пока не нашла отражения в действующем законодательстве.

Как разработать механизм прогнозирования ситуации

Круглый стол - о паспорте качества В настоящее время, несмотря на действующие законодательные акты в области регулирования экспортно-импортной деятельности, отсутствует действенный механизм, позволяющий заранее прогнозировать и оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию на российском и мировом рынках. Представители предприятий – производителей ликероводочной продукции обратили особое внимание на необходимость отмены барьеров, затрудняющих активное развитие поставок за рубеж производимых ими изделий, и упрощения системы возврата НДС и акцизов на экспортируемые товары. Ведь для того, чтобы экспортер российской водки смог вернуть акциз, ему необходимо представить документ с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающими вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.

Между тем, в некоторых странах такие отметки не предусмотрены. Корея, в частности, не оформляет таможенные декларации при ввозе никакими печатями. Иными словами, в нашем законодательстве содержатся обязательства для чужих таможенных пунктов. А те, разумеется, не собираются их выполнять.

Нужна поддержка предпринимателям – экспортерам продукции

В связи с присоединением к Всемирной торговой организации (ВТО) России предстоит принять десятки новых законов и внести сотни поправок в действующие законы. При этом представляется крайне важным зафиксировать свои позиции до присоединения к ВТО, поскольку в дальнейшем уровень поддержки продовольственного экспорта сможет изменяться только в сторону уменьшения от заранее зафиксированного «потолка».

Представители научной общественности – участники «круглого стола» отметили, что все страны мира, поставляющие продовольствие на внешние рынки, оказывают своим экспортерам значительную поддержку, причем не только в виде субсидий. Подобный механизм поддержки аграрного продовольственного экспорта необходим и России. Однако до настоящего времени возможность субсидирования экспорта продукции АПК законодательно не оформлена.

Наращивать производство укреплять роль в международном разделении труда

Активная государственная поддержка продовольственного экспорта может обеспечить возможность поступательного развития отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности. Наращивание производства высококачественной продукции, отвечающей мировым стандартам, в расчете на экспорт содействовало бы общим условиям повышения конкурентоспособности российских производителей. Государственная поддержка стимулировала бы прогрессивные сдвиги в структуре вывоза за рубеж за счет повышения доли продукции с высокой степенью обработки, что особенно актуально для российских виноделов и производителей ликероводочных изделий.

Речь шла и о тех производителях, кто твердо намерен внедрить у себя в компании систему менеджмента качества, для увеличения эффективности, четкой организации бизнес-процессов, рентабельности бизнеса, в целях уменьшения брака и дефектов, затрат на его переделку, а также риски, связанные с вопросами качества и удовлетворенности потребителей.

Пересмотр законодательства с учетом новых реалий и создание соответствующей нормативной базы дали бы России возможность осуществлять развитие АПК на основе интеграции в мировое продовольственное хозяйство, наращивать производство наиболее перспективных товаров и укреплять свою роль в международном разделении труда в агропромышленной сфере. Создавать программы производственного контроля для осуществления работы по учету документации, ведения протоколов лабораторных испытаний и инструментальных измерений.

В связи с этим возникает необходимость в скорейшей разработке и принятии федерального закона, в котором должны найти отражение текущие и долгосрочные цели внешнеторговой политики в сфере АПК, а также конкретные механизмы реализации поставленных целей.

Указать в законе источники финансирования экспортной поддержки

Круглый стол – обсуэжениеУчастники «круглого стола» высказали пожелание, чтобы в законе были указаны источники финансирования экспортной поддержки производителей (в том числе таможенные поступления от импорта продукции АПК), порядок адресного распределения ассигнований на эти цели, правила введения в действие различных механизмов регулирования экспорта с учетом ситуации на конкретных рынках. Должна быть также предусмотрена дифференциация подходов по системам (страны СНГ, развитые и развивающиеся страны), определен перечень товаров, экспорт которых необходимо поддерживать в первую очередь, и их дифференциация в зависимости от степени обработки экспортируемой продукции АПК. Участники «круглого стола» обратили особое внимание на необходимость создания разветвленной системы кредитования экспорта, гарантирования кредитов, страхования экспортных кредитов, оказание информационной, маркетинговой и консультативной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности (в том числе предоставление им информации о возможностях поставок отечественного продовольствия на рынки зарубежных стран), поддержку участников выставочно-ярмарочной деятельности.

Важное значение для продвижения отечественного продовольствия на рынки зарубежных стран имели бы также государственная поддержка в развитии транспортной инфраструктуры, унификация тарифов на внутренние и экспортно-импортные железнодорожные перевозки продукции, унификация внутренних и международных стандартов, консолидация усилий экспортеров российского продовольствия по ряду направлений (в маркетинге, сертификации и других). Национальный союз экспортеров продовольствия приглашает к обсуждению изложенных выше вопросов российских производителей и поставщиков вин и ликероводочных изделий, поскольку именно их интересы должны стоять во главе угла при разработке эффективной системы продвижения продукции на внешний рынок.