Кронштадт: новый Гонконг? Репортаж из будущей свободной экономической зоны

 

КронштадтКрепость на острове Котлин

Кронштадт «открыли» прошлой осенью. Но до сих пор многие петербуржцы не верят, что можно, не беспокоясь о пропуске, сесть в автобус № 510 и минут через сорок оказаться в городе, который более ста лет был закрыт не только для иностранцев, но и для своих.

Крепость на острове Котлин, являясь базой военно-морского флота, хранила его тайны. Правда, ни для кого не было тайной, что все здесь принадлежало Министерству обороны — Морской завод, Арсенал, причалы, склады, собор.

Город не зарабатывает на себя. Не может?

— Еще как может, — уверен глава администрации Виктор Суриков. — И мы это докажем, как только получим статус свободной зоны.

Суриков загорелся этой идеей пять лет назад. Его тогда поддержала Маргарет Тэтчер, которая во время своего визита в Петербург побывала в Кронштадте.

— Ваш город может стать российским Гонконгом, — сказала она. А «железная» леди, как известно, не имеет склонности к преувеличениям. Какие же основания для столь радужных прогнозов?

— Самые реальные, — убежден Виктор Леонидович. — Мы изучили успешно действующие свободные зоны, и убедились: Кронштадт отвечает всем их обязательным критериям.

Какие же это критерии? Изолированность. Близость к мегаполису. Развитая инфраструктура. Законодательная база.

 

Кронштадт 2В Кронштадте есть все для развития экономики

Кронштадт находится сейчас, по сути, на полуострове: система дамб и мостов длиной в 11 километров соединяет его с Петербургом. Это близко и… далеко. Близко, потому что доехать до мегаполиса и воспользоваться его административными, финансовыми, транспортными возможностями ничего не стоит. Что касается инфраструктуры, то, как любит повторять Суриков, в Кронштадте есть все, что есть в любом городе — от родильного дома до кладбища.

И есть то, чего нет нигде. Например, пять сухих доков, где можно ремонтировать суда любых размеров — от яхт до лайнеров. Есть складские помещения. Есть комплекс защитных сооружений, который может, в принципе, стать причальной стенкой длиной в 20 километров. От нее по автомобильной дороге грузовики могут прямиком, не заходя в Петербург, отправлять грузы в Москву, Ригу, Казань и далее везде. Водный путь «из варяг в греки» отсюда ведет в Астрахань и Турцию, а по Балтике — в европейские порты и Атлантику.

Зная все это, понимаешь, почему, как только смягчились запреты, в Кронштадт устремились представители разных стран и фирм.

— Более десятка мощных зарубежных фирм вполне определенно выразили свою заинтересованность в сотрудничестве с нами, — говорит Суриков. — Самсунг, например, готов начать у нас сборку своих телевизоров, одна из китайских фирм — производство игрушек, фирма Диснея предлагает за полтора года создать на одном из фортов российский Диснейлэнд и возить сюда туристов со всего света. А фирма SAS из Швеции собирается в самое ближайшее время строить у нас гостиницу и спортивно-оздоровительный комплекс.

— Самые смелые решились рискнуть?

— На самом деле риск невелик: городское законодательное собрание уже приняло закон о свободных экономических зонах. Завершается работа над федеральным законом, разрабатывается транспортная, сопроводительная и разрешительная документация, а также документы для таможенного оформления груза (например, декларации о соответствии).

Как видим, Кронштадт открыт не только для въезда. Он открыт и для свободного предпринимательства.