Главная » Архивы-2 » Кратчайший путь в культуры Арктики в Европу

Кратчайший путь в культуры Арктики в Европу

Елена Васильева,
ст. научный сотрудник РГМАА

В 1929-30 годы , по инициативе профессора Владимира Богораз-Тана, в городе Ленинграде, наиболее близком по настроению северянам был основан Институт народов Севера, это и акция сохранения уникальных культур и попытка донести саму северную культуру и творческий потенциал в массы.

Первыми студентами Института стали юноши и девушки коренных народностей Севера и Дальнего Востока — потомственные рыбаки, оленеводы, охотники. Нередко многие из них не имели даже начального образования. И все же с первых дней царила в Институте Народов Севера атмосфера творчества.

Под руководством талантливых педагогов сформировалась в нем группа студентов-художников.

И то, что было создано этой группой, положило начало целому новому в искусстве стилю — «северному примитиву». В тех условиях постепенно рождалось новое направление — самобытное, и в тоже время, как полноценный приемник основ культуры, заложенных разными народами в общемировое наследие.

Уже тогда известный искусствовед Николай Пунин поставил художественные работы северян в один ряд с «памятниками мирового искусства, с теми, которые сыграли такую важную и решающую роль в перерождении формальных основ ренессансных традиций».

Исследуя рисунки студентов-северян, Пунин нашел в этих работах все наиболее ценное для современной художественной культуры. Это отсутствие вычурной манеры, порой похожей на оформление технической документации, а вместо нее увидел обретенную свободу техник, манер и замыслов, не скованных шаблонами привычного изображения предметов и люде.

Уже в 1929 году работы студентов Института народов Севера были выставлены в Русском музее. Там они получили достойный прием публики и вскоре эти работы показали и в Москве.

регистрация тех условий 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А затем работы поехали уже заграницу, демонстрировать достижения северян в Париж, на Всемирную выставку искусства и техники. Где с большим интересом северные работы были восприняты тамошней искушенной искусством публикой, хорошо знакомой с школами многих народов, и в том числе и с «примитивными африканскими» творениями, но удивившими это новое направление впервые.

Десятки лет коллекция рисунков, живописи и скульптуры студентов Института народов Севера хранится в фондах Российского государственного музея Арктики и Антарктики, сейчас же впервые публикует несколько произведений из этого уникального собрания. Их можно увидеть, посетив этот музей  в центре Санкт-Петербурга.