Коридор, который следует продлить – о прогнозах развития транспортной системы

Евгений Новосельцев, зам. генерального директора ОАО «Дальневосточный НИИ морского флота»

декларации о соответствииНаиболее перспективная часть России для сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — наш Дальний Восток. Внешнеэкономические связи имеют для его экономического развития особое значение.

Во-первых, он находится намного дальше от основных российских промышленных центров, чем от некоторых быстро развивающихся стран Азии и Тихого океана. Поэтому внешнеэкономические связи с ними для российского Дальнего Востока могут быть особенно привлекательными и помочь в декларации о соответствии. Ведь транспортные расходы по перевозке одной тонны продукции из Японии на Дальний Восток в 3-5 раз ниже, чем из европейской части России.

Во-вторых, дальневосточная экономика связана с остальной частью национальной экономики через меж секторный обмен, а не через кооперацию производства технологически связанной продукции.

В-третьих, структура производства и потребления на российском Дальнем Востоке и в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона в большинстве случаев взаимно дополняемая. Это во многом обусловлено и осуществлением услуг по технической документации.  Ведь составление технической документации проводится в целях оптимальной экономии при выполнении условий эксплуатации и требований безопасности, установлением правил и их исполнение с целью достичь порядка в деятельности в определённой сфере, для пользы и при участии всех заинтересованных сторон.

Интересы России на Востоке

Безусловно, интересы России как евро азиатской державы обращены не только на Запад, но и на Восток. В связи с этим, возрастет значимость Приморского края, как контактной зоны с динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Спад в грузоперевозках через порты Дальнего Востока за годы реформ, ослабление его экономических связей с центром страны привели к переосмыслению роли транспорта в международном разделении труда. Развитие на Дальнем Востоке транспортной системы стало возможным, прежде всего, при ее интеграции в транспортные системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, создании тесных с ними связей, обеспечивающих внешнеторговые и транзитные перевозки.

И здесь, на Дальнем Востоке, наиболее высокой формой организации перевозок являются мульти модальные транспортные системы. Они позволяют операторам использовать преимущества каждого вида транспорта, предложить потребителям продукцию высокого качества с приемлемыми ценами. Касается это и коридора №2. На наш взгляд, имеются все условия для его продления до портов Приморья и далее, до портов Азиатско-Тихоокеанского региона по дополнительным направлениям: северо-восточные провинции Китая — порты юга Приморья — западное побережье США (Канады) и обратно; северо-восточные провинции Китая — порты юга Приморья — порты Японии, Южной Кореи и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона; Европа — порты юга Приморья — страны Азиатско-Тихоокеанского региона; Европа — российские железные дороги — Япония.

Потенциал перевозок, обеспеченных паспортами безопасности в Китай

Огромным грузообразующим потенциалом обладают находящиеся в поле тяготения к российской транспортной системе северо-восточные провинции Китая. Две из них — Хэйлунцзян и Гирин — не имеют выхода к морю, и это предопределяет уровень их внешнеторговых связей. Осуществляется же вся внешняя торговля северо-востока Китая через порт Далянь. Однако, перегруженность порта и железной дороги Харбин — Далянь, особенно участка Харбин — Шэньян, а также удаленность промышленно развитых центров региона от порта, обуславливает необходимость поиска новых выходов к морю.

В этих условиях порты Приморья могли бы полностью принять на себя грузопотоки прилегающих провинций Китая, частично разгрузить транзитные порты Японии и Кореи, осуществляющие в настоящее время перевалку грузов, идущих на Китай с западного побережья США и Канады.

декларация о соответствии участникаТранспортные коридоры Приморья

Учитывая европейский опыт, в Приморье развернули работу по созданию транспортного коридора «Северо-восточные провинции Китая — порты Приморья — порты США». Это встретило поддержку в США (порты Сиэтл и Такома). Идея внимательно изучается китайскими специалистами. Предлагаемый маршрут, по которому уже сегодня ежегодно может перевозиться более 50 тыс. контейнеров, короче на 2630 км традиционного маршрута из США через порты Японии и порт Далянь. Соответственно стоимость доставки одного контейнера снижается почти на 600 ам. долл. Существуют и другие направления из Китая через порты Приморья — в Японию и Республику Корея, которые также имеют существенные преимущества. Сегодня на всех направлениях через порты Владивосток, Посьет, Зарубино действуют недавно созданные контейнерные линии, а через порт Восточный из Китая последние годы перевозится каменный уголь.

Проект строительства прямой железнодорожной связи Транссиба с Японией через о.Сахалин

Прогнозируя развитие транспортной системы, исходя из потребностей в установлении торговых связей, можно уверенно говорить о необходимости создания прямой железнодорожной связи Транссиба с Японией через о. Сахалин. Для осуществления этого проекта имеются все предпосылки: прямое пассажирское и грузовое сообщение Японии с Россией и Европой; острая необходимость Японии в начале нового тысячелетия в сырьевых природных ресурсах и топливе, имеющихся в районе Транссиба — самом ближнем для Японии сырьевом регионе. Следует ожидать значительную загрузку этой железной дороги как транзитными контейнерами (Япония — центральная Азия — Европа), так и сырьем (уголь, нефть, руды).

Развитие этого проекта в большей степени зависит от России и есть декларация соответствия продукции.

Проект должен связать материк и о.Сахалин. Решив, тем самым, в этом регионе свои транспортные проблемы, открыв возможности и перспективу для Японии по строительству со своей стороны моста на о.Сахалин.

Создание международных транспортных коридоров через территорию Дальнего Востока принесет России большую экономическую выгоду. Это позволит полностью загрузить простаивающий транспортный комплекс Приморского края, подключиться к магистральным процессам развития международного экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, более активно участвовать в создании и развитии работающей на экспорт производственной зоны, активизировать получение иностранных инвестиций для создания необходимой инфраструктуры.

Таким образом, обеспечение транспортных возможностей на магистральных направлениях, связывающих сырьевые и промышленные районы России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, открывает новые возможности для развития экономики нашей страны.