Контроль за регулированием цен — забота налоговой службы

Контроль за регулированием ценВ Государственной налоговой инспекции по Удмуртской Республике состоялось очередное расширенное заседание коллегии по обсуждению и разработке разработке технических условий программ по налоговым платежам в 1998 году.

Объем налоговых поступлений сохранился в непростых условиях прошедшего года

2000 г. Как отметил начальник республиканской налоговой инспекции Владимир Орехов, несмотря на тяжелую финансово-экономическую ситуацию, объем налоговых поступлений в республиканский бюджет удалось сохранить на уровне прошлого года — 800 миллионов рублей. При этом сумма поступлений живыми деньгами возросла в 1,5 раза, а их доля в общем объеме увеличилась до 38% против 25% за 1997-й и составила 308 миллионов рублей. В местных бюджетах увеличился удельный вес безденежных зачетов (67% против 57%), что свидетельствует о значительных проблемах, возникавших при их исполнении. Однако бюджетные назначения по поступлению платежей в федеральный бюджет выполнены в 20 районах республики. Наибольшие результаты достигнуты в

  • Глазове,
  • Воткинске и
  • Граховском районе.

План же поступлений относительно республиканского бюджета выполнен в каждом втором районе республики.

Условия эффективной работы налоговых служб

Как правило, оценкой эффективности работы налоговиков считается полнота реализации главной стоящей перед ними задачи — контроля за соблюдением законодательства по всем документам плательщиков. По результатам проверок физических и юридических лиц в прошлом году ими было доначислено 1 миллиард 160 миллионов рублей, что составляет 87% к показателям прошлого года.

Особое внимание уделялось условиям работы коммерческих банков. Проверками финансовой и технической документации были охвачены все кредитные организации с их структурными подразделениями, причем большинство из них в течение года проверялись неоднократно, а в связи с финансовым кризисом контроль за работой коммерческих банков был значительно активизирован. Только за последние четыре месяца выявлено поданных документах в 2,5 раза больше нарушений, чем за предыдущие восемь месяцев.

Принимавший участие в работе коллегии председатель Правительства УР Павел Вершинин говорил о ситуации по налогам в 1999 году, которая вызывает у правительства определенное беспокойство. В структуре поступлений федеральных и местных налогов НДС занимает значительную долю. Возможно, на федеральном уровне планируемое снижение налога на добавленную стоимость пойдет на пользу, но на республиканском может привести к плачевным результатам.

«Особое внимание уделить контролю за регулированием цен на продукты»

Павел Вершинин поднял также проблему, с которой столкнулись республиканские контролирующие органы, после того как был принят налог с продаж, отменивший все местные. С принятием закона объем розничной торговли хотя и не упал, но ее структура резко изменилась — увеличилась доля рыночной розничной торговли (до 80 %). Налицо умышленный уход торговцев от налога с продаж в теневую экономику. На это органам налоговой инспекции следует обратить внимание и принять меры начиная с проверок действующих сертификатов соответствия продукции и заканчивая паспортами на продукцию электроники и лицензиями.

Но особое внимание налоговикам следует уделить экспертизе и контролю за регулированием цен на продукты питания. Павел Николаевич говорил о том, что руководители перерабатывающих предприятий настаивают на ограничении для них высоких закупочных цен на продукты, но чтобы их при этом не трогать.

В результате, например, на кезском сырзаводе оптовая отпускная цена масла 44 руб., а в торговле она составляет 65-70 руб. Разница остается у оптового посредника, потому что, какими бы жесткими ни были условия цены у производителей, в торговле цена все равно будет рыночная. Правительство приняло постановление, регулирующее цены на основные виды товаров, и следить за его исполнением входит в обязанности налоговых органов.

Документы не лгут про налоги

По состоянию на 1 января 1999 года задолженность предприятий по налоговым платежам в бюджет составила 1 миллиард 348 миллионов рублей, в том числе 47 миллионов рублей составляют отсроченные платежи. Задолженность в федеральный бюджет достигла 866 миллионов рублей, что составляет 64 % от общей суммы задолженности. Удельный вес задолженности в республиканский бюджет составил 7%, или 98 миллионов рублей. Половина прироста долга по налогам приходится на предприятия: Удмуртнефть и Ижмаш-авто.