Компания Metro в России — возможные последствия на рынке

Компания Metro в РоссииВыходя на балкон, я вижу напротив массивную бетонную конструкцию, выросшую рядом с двумя достопримечательностями нашего микрорайона — заправкой «Бритиш Петролеум» и «Макдоналдсом». Здесь, в самом начале Ярославского шоссе, где еще совсем недавно был пустырь, развернута «стройка века» — возведение одного из первых в России магазинов компании Metro сash&carry. В ноябре этого года одновременно с гипермаркетом на проспекте Мира будет открыт еще один торговый центр Metro — на Ленинградском шоссе. А в следующем году их уже будет пять-шесть.

Немцы еще только на подступах к столице, а уже подошел к концу срок действия сертификата соответствия. Вот так страсти вокруг прихода на российский рынок нового игрока разгораются нешуточные. Одни сети магазинов впадают  в панику, готовясь сдаться на милость победителю, другие призывают объединиться, и оказать достойное сопротивление иностранным захватчикам. И только немногие сохраняют спокойствие, философски рассуждая, что любые завоеватели на Руси в конечном итоге терпели поражение или ассимилировались с местным населением. Или успокаивают себя тем, что велика Россия и места «под солнцем» хватит всем.Что же делать?

Заплатил и унес документы на открытие

Подобные вопросы, которые сегодня задают все, кто работает в сфере российской торговли или кому просто небезразлична ее судьба, в той или иной форме уже звучали, по меньшей мере, в двух десятках стран. Потому что Россия станет 21-й страной, в которой Metro попытается внедрить свою бизнес-модель, технологию -предназначенную для оптовых покупателей «cash&carry». Или говоря по-русски, «заплатил и унес». Созданная в Германии еще в 1964 году, эта компания с начала 90-х годов начала планомерный поход на Восток. В 1994 году она распахнула двери своих магазинов в Венгрии, Польше, в 1996-м — в Румынии, в 1997-м — в Чехии, а и позднее — в Болгарии. В прошлом году сразу три магазина компании открылись в Словакии. Гипермаркеты Metro AG не обошли стороной Азию (только в Китае их целых девять) и даже Африку. В настоящее время это целая торговая империя — 350 торговых центров по всему миру с оборотом в 17,8 млрд. долларов США (данные за 2000 год). В планах Metro — развитие сети в Ирландии, Македонии, странах Прибалтики, Молдавии. Нужно ли удивляться, что Metro наконец-то добралась и до России?

Почему в России вводим немецкие стандарты?

международные стандарты качества у Метро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание к России представители компании объясняют растущей конкуренцией на восточноевропейских рынках и затуханием немецкого рынка. В своем продвижении на российском рынке Metro будет, безусловно, использовать опыт работы в других бывших странах Восточного блока, а также учитывать и чисто российскую специфику. Компания осуществила необходимые мероприятия по внедрению системы менеджмента качества для управления бизнес-процессами в компании.

Германские маркетологи сознательно остановили свой выбор на формате cash&carry, как наиболее перспективном для России. Они исходили из того, что подобные магазины ориентированы на те же категории покупателей, что и старые форматы розничной торговли. И вполне могут перебить цены российских продовольственных рынков, на которые приходится 65% валового розничного товарооборота.

Кроме того, со временем магазины формата cash&carry способны превратиться из самодостаточных предприятий в инфраструктуры оптовой торговли, которые будут обслуживать вновь открывающиеся розничные магазины Мetro. Пока открытие розничных магазинов компании в России не планируется, однако, как известно, всему свое время. Опыт Польши и Венгрии — тому подтверждение. Представители компании отмечают, что разрыв цен Metro с розницей составляет 10%. Везде, где появляются оптовые центры Metro, сначала снижаются оптовые цены, а затем — розничные. Казалось бы, снижение цен не может не радовать. Тем не менее, соотношение отечественных экспертов, которые высказываются «за» или» против» прихода иностранных ритейлеров в Россию, будет примерно 1 к 10.

Свидетельство о государственной регистрации у Метро есть

Metro, получив свидетельство о государственной регистрации, еще не успело перерезать ленточку на церемонии открытия своего первого магазина в Москве, а вокруг уже разворачивается нешуточный скандал. Крупнейшие российские производители — «Вимм-Билль-Данн», «Экстра-М», «Красный Октябрь», пивной комбинат «Очаково» и ЭФКО даже объединились в альянс, который намерен дать германской сети настоящий бой. Причем движет ими не квасной патриотизм, а прагматический расчет. «Цвет» российского продовольственного бизнеса едва не увял, увидев предлагаемые Metro кабальные, по мнению российских производителей, условия для работы. Особенно возмутили условия договора о сотрудничестве, предусматривающие предоставление огромных скидок (в среднем на 5% больше, чем основным дистрибьюторам) и бонусных выплат в размере 2% от объемов продаж конкретной марки независимо от того, сколько товара этой марки продано.

Кроме того, Metro требует от поставщиков бесплатно доставлять товар, платить за его расфасовку, предъявляет высокие требования к качеству продукции. За несоблюдение этих требований поставщику грозят крупные штрафы — до 30% от стоимости товара. По мнению представителей альянса, приняв условия немцев, придется работать себе в убыток (по некоторым оценкам, размер скидок с учетом бонусных выплат достигнет 27%).

Кроме того, существует опасность сокращения объемов производства, поскольку Metro будет выбирать у производителей пищевой продукции только бестселлеры. Если сегодня немецкая компания сломает ведущих российских поставщиков, то их нынешняя дистрибьюторская сеть будет обречена на вымирание. И тогда поставщики лишатся возможности выбирать между дистрибьюторами и навсегда попадут в зависимость от иностранцев. Хотя, если трезво оценивать ситуацию, в обозримом будущем Metro вряд ли будет в состоянии полностью заменить собой российских дистрибьюторов — в ближайшие два-три года может гарантировать только 10-15% сбыта.

Тех условия для объединения ритейлеров в РРА

Компания Metro в РоссииЛюбопытно, что нынешний конфликт между Metro и ведущими российскими производителями воспроизводит ту же схему противостояния, которая совсем недавно возникла в отношениях нынешних участников «анти германской коалиции» с российскими розничными сетями. Тогда возмущенные диктатом производителей, ритейлеры объединились в Российский розничный альянс (РРА). Теперь же волки сами оказались в овечьей шкуре, гонители почувствовали, что значит быть гонимыми, что в любом случае небесполезно для тех и других.

Один из возможных вариантов ответа Metro — компенсация отсутствия продукции взбунтовавшихся предприятий товарами небольших московских и региональных заводов. Эти предприятия не имеют своей дистрибьюторской сети и мечтают попасть на столичный рынок. С ними немцам будет легче договориться, оформление таких товаров упрощено. Так что благодаря Metro мы, возможно, узнаем новых производителей, о которых раньше и понятия не имели.

Не спешите бить тревогу

Однако в потоке возмущенных возгласов по поводу генерального «наступления» немцев на Москву как-то тонут голоса тех, кто напоминает: мы уже много лет пытаемся избавиться от оптовых и мелко розничных рынков, считая их нецивилизованными формами торговли, но все безрезультатно. Убить многоголовую гидру нецивилизованной торговли могут только такие монстры, как Metro, нам самим это не под силу.

Неудивительно, что в конфликте Metro с ведущими российскими производителями московские власти играют на стороне иностранцев — покончить с грязью и скученностью «оптовок» они мечтают давно, им поможет в этом любой орган по сертификации продукции, все в отрасли станет более легальным. «Мы будем помогать Metro здесь работать, облегчать интеграцию, вплоть до такой детали, как например оформить сертификат на продукты питания. Приход этой компании в Москву — заметный шаг на пути столицы к международным стандартам качества в области оптовой торговли», — заявил мэр Москвы Юрий Лужков. Впрочем, большинство иностранных сетей по-прежнему предпочитают Москве — Восточную Европу. Основные риски, отпугивающие инвесторов — макроэкономические. Декларация о том что допустим, завтра упадут цены на нефть, и средняя российская зарплата снизится с 200 долларов до 70 тоже присутствует. Для супермаркета, в котором в 50-70% товаров составляет импорт, это будет означать потерю клиентов и разорение. Эксперты сходятся во мнении, что о реальной конкуренции в Москве можно будет говорить только тогда, когда в столице откроется 400-500 супермаркетов. Регионам же вообще боятся нечего — под прицелом иностранцев пока окажутся главным образом Москва и Санкт-Петербург.