Карта и ее изготовление на занятии по географии

Еще в Древнем Египте, античной Греции и рабовладельческом Риме применялись простейшие способы определения по картам расстояний, подсчета площадей. Недаром говорится, что карта — это альфа и омега географии, ее язык. Действительно, практически каждое исследование природы начинается с карты и заканчивается ею. На карте отражается образ территории в геометрическом виде, переданный с помощью условных знаков.

Кто создает техническую документацию в полевых условиях

Топография занимается изучением Земли «в геометрическом отношении», а топографы — это создатели карт и планов, люди, умеющие определять высоты, координаты, расстояния, в том числе и неприступные. Недаром в старину таких специалистов называли землемерами. Самые необходимые полевые измерения и съемки может выполнить любой из нас. Полевая техническая документация включает результаты рекогносцировок, обследований и измерений, выполняемых непосредственно на местности. Эти документы являются основой (первоисточником) материалов инженерно-геодезических изысканий.

Как нанести дополнительные сведения на карту

Карта и ее изготовление Далее при полевом картировании на созданную рабочую карту-основу наносятся все дополнительные сведения: геоморфологические, гидрологические, границы болот, лесов, водохозяйственные. Точки наблюдений и описаний также отмечаются на рабочей карте. Топографические съемки. Способов съемок существует много – от самых простейших до совершенных с применением электронной аппаратуры (Рисунок). Но у них всех есть общее — основа, от которой съемки «начинаются». Поясним: чтобы сделать план класса, комнаты, достаточно рулеткой от стен и углов отмерить все расстояния, необходимые для определения местонахождения.

Как правильно наметить точки съемочной сети

занятие по географииТак же и в поле, изготовляя карту, сначала делают съемочное обоснование, а проще говоря, сеть точек, своеобразный каркас будущего изображения. Это может быть в нашем случае (если участок съемки небольшой) квадрат, прямоугольник, многоугольник. Осмотрим участок съемки, наметим точки съемочной сети и установим в их вершинах вешки. Приготовим планшет (лист бумаги на картоне или фанере с компасом). Ориентируем его по компасу и проводим направление из А в В. Отложим на планшете в масштабе расстояние АВ и определим положение точки В. От точки В повторим действия и определим положение следующей точки и так до тех пор, пока не вернемся в исходную точку А. Таким образом, мы получили на планшете полигон АВСД, точки которого служат основой для съемки местности (Рисунок). Встав в точку, приступают к съемке – определяют местоположение объектов, границ контуров.

Виды съемок и оформление рисунка на планшете

на занятии по географииДругой вид съемок – глазомерные. Сущность их в том, что не создается каркас, а прокладываются съемочные хода, с точек которых полярно (вокруг себя) выполняется съемка теми же способами – засечек, перпендикуляров, створов (Рисунок). Точки хода отмечаются на планшете, который ориентируется по компасу; расстояние между точками измеряется шагами. Направление с одной точки на другую прочерчивается по линейке прямо на планшете. Если встать на вторую точку, засечки «закрываются», наносятся новые объектыХотите сделать измерение точным? Изготовьте мерное колесо. Выпилите из фанеры круг диаметром 31,8 см. Длина его окружности составит ровно 1 м. Катим круг и считаем метры. Для удобства счета можно сделать «щелкун» — на рукоятке укрепить стальную проволочку, а на колесе – пластинку.

Измерения при съемке способом ординат: АВ — магистральный ход; a,b,c,d — характерные точки объекта; 1,2,3,4 – основания перпендикуляров (ординат). После окончания полевых работ план вычерчивается в условных знаках, дополнительные построение убираются. Четко подписывается название участка, способ съемки, ниже указывается масштаб.

Рельеф – обязательный элемент, «третье измерение» на плоскости

Карта, на которой изображена только ситуация не показан рельеф, не дает полного представления о территории: о направленности стока, о взаимосвязи рельефа и растительности, рельефа и гидрографии, рельефа и распределения сельхозугодий. На ней не показать области накопления и области смыва. Планшет глазомерной съемки после работы на первой точке хода Рельеф – обязательный элемент «третье измерение» на плоскости. Снимать его – дело кропотливое, но интересное. Изображается рельеф, формы его, горизонталями – линиями равной высоты над уровнем, взятым за исходным. Следовательно, чтобы изобразить рельеф, необходимо определить высоты (отметки) характерных точек местности. Это будут высоты, перегибы склонов одинаковой крутизны, урезы воды, седловины, дно котловин. Направление склона показывается бергштрихами, а сами точки наносятся на плане.

Планшет глазомерной съемки после работы на второй точке хода Далее остается, глядя на местность, проводить горизонтали через определенное сечение, например, через 1 м. Деление расстояния между двумя точками производится на глаз. Например, высота уступа поймы 4,5 м, сечение рельефа 1 м. Пройдя «петлю» хода, снова следует определить местонахождение на плане уступа и уреза воды. Затем определить местонахождение горизонталей по этому ходу и соединить одинаковые метки.

Определение высоты точек – способы решения задач

Как определить высоты точек? Есть много разных способов. Высокоточные – это измерение с помощью приборов (нивелиров) и реек. Но есть простые способы, дающие надежные результаты. Один из них – школьное нивелирование, которое осуществляется с помощью приспособления, называемого «школьный нивелир».  Это Т-образное деревянное сооружение высотой 1 м с отвесом, контролирующим вертикальную установку прибора. Вместо школьного нивелира можно пользоваться собственным ростом.

Итоговые задания

  1. Составьте план лагеря. Обоснуйте правильность расположения костра, палаток, мусоросборников и туа­лета, водозабора, места для купания.
  2. Составьте свой проект лагеря и придумайте названия холмов, ручьев, полян, «улиц» в палаточном городе, других интересных объектов.
  3. Если у ваших руководителей есть топографические карты, составьте по ним список названий рек, населенных пунктов, урочищ. Узнайте, как называют эти объекты местные жители. Проанализируйте их.