Каким мы увидим Эрмитаж, когда ему исполнится 250 лет?

Михаил Пиотровский, директор музея

ЭрмитажИстория Эрмитажа начинается с 1764 года, когда русская императрица Екатерина II купила у берлинского купца Гецковского 225 картин голландских и фламандских художников. Вместе с китайским фарфором и драгоценными камнями они хранились в месте, мало приспособленном для этого — на антресолях личных покоев императрицы, в узких и тесных помещениях с низко расположенными окнами.

Екатерина именовала свою коллекцию «музеем» и своим «Эрмитажем» — местом уединения. В письмах признаваясь, что «любуются им только я да мыши, даже «томы» (собачки) заходят туда редко».

Музей строится

Сегодня Эрмитаж — величайшая сокровищница мировой культуры. За ним сохранилось название, данное Екатериной, но из «места уединения» он превратился в один из крупнейших и богатейших музеев мира. Располагается Эрмитаж в семи зданиях, на 127 478 кв. м площади и на 1 января 1999 года насчитывает 2 893 292 экспоната.

Впереди — реализация грандиозного проекта «Большой Эрмитаж», который обещает стать одним из самых значительных культурных проектов России XXI века.

Наш корреспондент Ольга Боброва попросила директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского рассказать об этом проекте, помечтать о том, как будет выглядеть музей в 2014 году в день празднования своего 250-летия.

— Сегодня широкой публике доступны лишь 5 процентов сокровищ, собранных в Эрмитаже.

— Да, это так. Экспозиционные площади удастся увеличить и за счет открытия реставрационно-хранительского комплекса «Эрмитаж — Старая деревня». Мы возводим там корпус за корпусом. Техническую документацию на строительство можно посмотреть на нашем сайте. Наша мечта — открыть все это к 2014 году. Комплекс создается не только для специалистов. Он станет важным центром культурной жизни и просвещения для бурно развивающегося окраинного района. Система «открытого хранения» сделает доступными знаменитые «запасники Эрмитажа». Там тоже будут лекционные видеозалы, детские кружки, выставки современного искусства.

Программа «Большой Эрмитаж» — не просто расширение музея за счет исторических зданий вокруг Дворцовой площади. Он изменит городскую среду, сделает Дворцовую площадь подлинно культурным центром Петербурга. В здании Главного штаба по проекту будет создан музей XXI века, сочетающий великие художественные коллекции и самые современные электронные технологии с доходными культурными развлечениями.

В левом крыле здания Главного штаба будут размещены знаменитая коллекция фарфора и шедевры мебельного искусства, монументальные шпалеры и коллекция оружия, эрмитажное собрание знамен и богатейшая коллекция костюмов и тканей разных времен и народов. Из Зимнего дворца сюда будет переведена коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов. Я надеюсь, что к 2014 году будет открыта галерея Морозова и Щукина. Но мы хотим открыть здесь еще и галерею современного искусства ХХ века, из которого у нас представлено лишь начало века. Если все будет хорошо, мы «разживемся» и картинами других художников: что-то купим, что-то, надеюсь, подарят.

О предстоящем юбилее

— Я думаю, что праздник в честь 250-летия Эрмитажа мы начнем на Дворцовой площади каким-нибудь театрализованным представлением или парадом, — убежден Михаил Борисович, — потом Эрмитажный театр, который, конечно, будет таким, какой он теперь, — меняться не будет, — порадует нас, как обычно, чем-нибудь необыкновенным в честь праздника. Возможно, мы устроим бал — такой, какие устраивала Екатерина. Разумеется, бал в императорском дворце предполагает какой-то соответствующий уровень. Но мне кажется, в честь большого праздника такое можно сделать. Мы, вообще, попробуем сделать все, что устраивала Екатерина: и концерты в театре, и приемы, и балы. Но начнется праздник на Дворцовой площади, которая будет уже Эрмитажной и Александрийский столп станет к этому времени таким же символом Эрмитажа, как Атланты, а теперь уже и Арка Главного штаба.

Рядом хорошо бы открыть и галерею виртуального искусства — это уже искусство XXI века. Двадцатый век мы не очень собирали, а тут у нас все впереди. Тем более, что все это сверхсовременное искусство будет очень компактным и не потребует слишком много места.

— А то, что мы называем Эрмитажем сегодня, как-то изменится к юбилею?

— Эрмитаж должен выглядеть так же, как сейчас. Мы ничего не хотим в нем менять. Меняться должна только технология. Поскольку воздух сейчас очень загрязнен, нужно устанавливать всякие очистители, вентиляторы, защищаться от сильного света, когда он есть.

Мы стараемся показать как можно больше вещей из наших коллекций, но главное — сохранить эрмитажный дух — дух музея, перемешанного с императорским дворцом и замешанного на ощущении российской истории.

Ольга Боброва