Как разработать и внедрить план финансирования завода
Предприятия перерабатывающих отраслей хотят получить внешнее финансирование для разработки технических условий и расширения своих производств. Кроме того, с точки зрения финансового менеджмента, в большинстве случаев гораздо эффективнее воспользоваться заемными средствами, во-первых, за счет того, что не приходится отвлекать собственные средства из оборота, а во-вторых, за счет так называемого эффекта финансового рычага.
Определение эффективного способа финансирования и поиск возможных источников
Таким образом, у развивающихся компаний, имеющих уверенность в завтрашнем дне и реализующих позитивную маркетинговую политику, проблема сводится не к поиску собственных источников финансирования реконструкции (модернизации или технического перевооружения) производства, а к определению эффективного способа финансирования и поиску возможных источников привлечения финансовых ресурсов.
Компании автомобильного сектора услуг, например, оформившие сертификат соответствия на услуги автомобильного сервиса, могут иметь большее преимущество в этом вопросе, потому что заблаговременно успешно прошли аттестацию в независимом экспертном центре и подтвердили качество своих услуг документально.
Далее эти предприятия могут воспользоваться несколькими способами внешнего финансирования:
1. Дополнительная эмиссия акций и привлечение стратегического инвестора.
2. Выпуск корпоративных облигаций.
3. Привлечение банковского кредита.
4. Лизинговая форма финансирования.
Способы внешнего финансирования – особенности и условия реализации
Если говорить о первом способе — выпуске дополнительных акций и привлечении инвестора, то не все руководители готовы идти на такой риск, боясь потерять контроль над управлением компанией.
Второй способ — выпуск корпоративных облигаций — более безопасный в этом плане. Сложившаяся ситуация на финансовом рынке позволяет говорить о том, что это один из самых дешевых способов привлечения финансовых ресурсов. В настоящее время рынок корпоративных облигаций активно развивается и законодательство, его регулирующее, активно совершенствуется. Однако основные трудности для компаний, не имеющих публичной кредитной истории, заключаются в том, что очень трудно найти инвесторов, готовых купить ее облигации. Кроме того, новичков в этом деле пугает большой объем работы с документами, прежде всего с составлением и регистрацией проспекта эмиссии облигаций в ФКЦБ, а также отсутствие квалифицированных кадров, способных выполнить эту работу и довести ее до конца.
Третий способ — привлечение банковского кредита — несомненно, хорош для тех компаний, которые уже много лет обслуживаются в одном банке, имеют хорошие обороты и безупречную репутацию. Однако и этого может быть недостаточно, если речь идет о кредите со сроком окупаемости от 2 лет и более. Зачастую российские банки в одиночку не готовы брать на себя такие большие риски.
И, наконец, последний способ — лизинговое финансирование. В силу своей законодательной поддержки и предоставляемых льгот оно более эффективно, чем обычный кредит, несмотря на более высокие ставки по лизинговым платежам. Однако лизинговое финансирование в своей основе имеет тот же банковский кредит, что накладывает те же ограничения.
Как оценить степень реальности получения стороннего финансирования
Теперь вернемся к вопросу о степени реальности получения стороннего финансирования. Проведенный анализ рынка финансовых ресурсов показывает, что в крупных кредитных учреждениях скопились большие средства, которые они готовы вкладывать в реальный сектор экономики. Но, с одной стороны, их сдерживают большие риски (в том числе политические, экономические), связанные с инвестиционными проектами, а с другой — элементарное неумение финансовых и экономических служб грамотно и быстро оформить для банка документацию в соответствии с требованиями последнего.
В отдельных случаях причинами отказа являются недостаточное знакомство банка с потенциальным заемщиком, отсутствие оборотов. Таким образом, складывается ситуация, когда у банков и других финансово-кредитных учреждений есть огромное желание кредитовать реальный сектор экономики, но в силу указанных выше причин они не могут этого делать. В этих условиях предприятия — изготовители технологического оборудования вынуждены стать тем связующим звеном, которое соединяет интересы банков (предоставляя свой авторитет и, возможно, дополнительные гарантии возврата кредита) и своих заказчиков (оказывая помощь в поиске кредитора, оформлении документов, расчетах бизнес-планов и ТЭО проектов для своего оборудования).
Обобщение результатов проведенных переговоров с банками
Наше предприятие стало одним из российских предприятий, осуществивших необходимые мероприятия по внедрению системы менеджмента качества дл улучшения качественных показателей продукции с помощью управления бизнес-процессами в компании.
В настоящее время кредитные ресурсы предоставляются на срок от 3 месяцев до 1,5-2 лет, а в отдельных случаях — до 3-4 лет (в случае если заемщик — крупная компания, имеющая свои «имя», а также в тех случаях, когда платежеспособность заемщика дополнительно гарантируется крупной российской или западной компанией). Ставки по рублевым кредитам варьируются от 19 до 26% годовых, по валютным кредитам — от 8 до 16%. Процентная ставка по кредитам очень сильно зависит от принимаемого на себя банком риска.
Суммы выдаваемых кредитов, интересные для ведущих российских банков, начинаются от 200-300 тыс. долларов США или их эквивалента. Для зарубежных банков, работающих в РФ, минимально интересная сумма кредита — 1 миллион долларов США.
Характеристика условий по лизинговому финансированию
Условия по лизинговому финансированию кратко можно охарактеризовать так. Номинальный срок лизинга — до 3 лет (крайне редко — до 5 лет). Фактически предоставляется рассрочка в оплате оборудования — до 2 лет. Сумма аванса — 20-30% от стоимости оборудования, передаваемого по лизингу. В случае если оборудование ликвидное либо производитель дает гарантию обратного выкупа при неплатежеспособности заемщика, дополнительное обеспечение не требуется. Удорожание стоимости оборудования по 2-летнему контракту составляет порядка 30%. Кроме того, следует обратить внимание на то, что, участвуя в трехсторонней сделке между банком, производителем оборудования и его покупателем (заемщиком), последний может достичь более льготных условий, чем банки могут предложить ему напрямую.
В заключение хочется отметить, что наше предприятие не выступает в роли кредитного учреждения, мы лишь оказываем реальную помощь заказчикам в получении финансирования, целиком и полностью выступая на стороне нашего заказчика, пытаясь предложить ему оптимальные из всех известных нам предложений банков.
В.Н.Артемов, генеральный директор, А.Г.Устинов, зам генерального директора по финансовым вопросам ООО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С.Артемова