Как разработать и внедрить план финансирования завода

Как разработать и внедрить планПредприятия перераба­тывающих отраслей хотят получить внешнее финансирование для разработки технических условий и расширения своих производств. Кроме того, с точки зрения финансового менедж­мента, в большинстве случаев гораз­до эффективнее воспользоваться заемными средствами, во-первых, за счет того, что не приходится отвлекать собственные средства из оборота, а во-вторых, за счет так называемого эффекта финансового рычага.

Определение эффективного способа финансирования и поиск возможных источников

Таким образом, у развивающихся компаний, имеющих уверенность в завтрашнем дне и реализующих пози­тивную маркетинговую политику, про­блема сводится не к поиску собствен­ных источников финансирования ре­конструкции (модернизации или техни­ческого перевооружения) производ­ства, а к определению эффективного способа финансирования и поиску воз­можных источников привлечения фи­нансовых ресурсов.

Компании автомобильного сектора услуг, например, оформившие сертификат соответствия на услуги автомобильного сервиса, могут иметь большее преимущество в этом вопросе, потому что заблаговременно успешно прошли аттестацию в независимом экспертном центре и подтвердили качество своих услуг документально.

Далее эти предприятия могут воспользоваться несколькими спосо­бами внешнего финансирования:

1. Дополнительная эмиссия акций и привлечение стратегического инве­стора.

2. Выпуск корпоративных облига­ций.

3. Привлечение банковского кре­дита.

4. Лизинговая форма финансиро­вания.

Способы внешнего финансирования – особенности и условия реализации

Если говорить о первом способе — выпуске дополнительных акций и при­влечении инвестора, то не все руково­дители готовы идти на такой риск, бо­ясь потерять контроль над управлени­ем компанией.

Второй способ — выпуск корпора­тивных облигаций — более безопасный в этом плане. Сложившаяся ситуация на финансовом рынке позволяет гово­рить о том, что это один из самых дешевых способов привлечения финансо­вых ресурсов. В настоящее время ры­нок корпоративных облигаций активно развивается и законодательство, его регулирующее, активно совершенствуется. Однако основные трудности для компаний, не имеющих публичной кре­дитной истории, заключаются в том, что очень трудно найти инвесторов, готовых купить ее облигации. Кроме того, новичков в этом деле пугает большой объем работы с документами, прежде всего с составлением и регистрацией проспекта эмиссии облигаций в ФКЦБ, а также отсутствие квалифицированных кадров, способных выполнить эту ра­боту и довести ее до конца.

Третий способ — привлечение бан­ковского кредита — несомненно, хо­рош для тех компаний, которые уже много лет обслуживаются в одном бан­ке, имеют хорошие обороты и безупречную репутацию. Однако и этого мо­жет быть недостаточно, если речь идет о кредите со сроком окупаемости от 2 лет и более. Зачастую российские банки в одиночку не готовы брать на себя такие большие риски.

И, наконец, последний способ — лизинговое финансирование. В силу своей законодательной поддержки и предоставляемых льгот оно более эф­фективно, чем обычный кредит, не­смотря на более высокие ставки по лизинговым платежам. Однако лизин­говое финансирование в своей осно­ве имеет тот же банковский кредит, что накладывает те же ограничения.

Как оценить степе­нь реальности получения стороннего финансирования

финансирование завода Теперь вернемся к вопросу о степе­ни реальности получения стороннего финансирования. Проведенный анализ рынка финансовых ресурсов показыва­ет, что в крупных кредитных учреждениях скопились большие средства, ко­торые они готовы вкладывать в реаль­ный сектор экономики. Но, с одной сто­роны, их сдерживают большие риски (в том числе политические, экономичес­кие), связанные с инвестиционными проектами, а с другой — элементарное неумение финансовых и экономичес­ких служб грамотно и быстро оформить для банка документацию в соответ­ствии с требованиями последнего.

В от­дельных случаях причинами отказа яв­ляются недостаточное знакомство бан­ка с потенциальным заемщиком, отсут­ствие оборотов. Таким образом, складывается ситу­ация, когда у банков и других финансо­во-кредитных учреждений есть огром­ное желание кредитовать реальный сектор экономики, но в силу указанных выше причин они не могут этого делать. В этих условиях предприятия — из­готовители технологического оборудо­вания вынуждены стать тем связующим звеном, которое соединяет интересы банков (предоставляя свой авторитет и, возможно, дополнительные гаран­тии возврата кредита) и своих заказ­чиков (оказывая помощь в поиске кре­дитора, оформлении документов, рас­четах бизнес-планов и ТЭО проектов для своего оборудования).

Обобщение результатов про­веденных переговоров с банками

Наше предприятие стало одним из российских предприятий, осуществивших необходимые мероприятия по внедрению системы менеджмента качества дл улучшения качественных показателей продукции с помощью управления бизнес-процессами в компании.

В настоящее время кредитные ре­сурсы предоставляются на срок от 3 месяцев до 1,5-2 лет, а в отдельных случа­ях — до 3-4 лет (в случае если заем­щик — крупная компания, имеющая свои «имя», а также в тех случаях, ког­да платежеспособность заемщика до­полнительно гарантируется крупной российской или западной компанией). Ставки по рублевым кредитам ва­рьируются от 19 до 26% годовых, по валютным кредитам — от 8 до 16%. Процентная ставка по кредитам очень сильно зависит от принимаемого на себя банком риска.

Суммы выдаваемых кредитов, ин­тересные для ведущих российских банков, начинаются от 200-300 тыс. долларов США или их эквивалента. Для зарубежных банков, работающих в РФ, минимально интересная сумма креди­та — 1 миллион долларов США.

Характеристика условий по лизинговому финанси­рованию

план финансирования завода Условия по лизинговому финанси­рованию кратко можно охарактеризо­вать так. Номинальный срок лизинга — до 3 лет (крайне редко — до 5 лет). Фактически предоставляется рассроч­ка в оплате оборудования — до 2 лет. Сумма аванса — 20-30% от стоимос­ти оборудования, передаваемого по лизингу. В случае если оборудование ликвидное либо производитель дает гарантию обратного выкупа при непла­тежеспособности заемщика, дополни­тельное обеспечение не требуется. Удорожание стоимости оборудования по 2-летнему контракту составляет порядка 30%. Кроме того, следует обратить вни­мание на то, что, участвуя в трехсто­ронней сделке между банком, произво­дителем оборудования и его покупате­лем (заемщиком), последний может достичь более льготных условий, чем банки могут предложить ему напрямую.

В заключение хочется отметить, что наше предприятие не выступает в роли кредитного учреждения, мы лишь ока­зываем реальную помощь заказчикам в получении финансирования, целиком и полностью выступая на стороне на­шего заказчика, пытаясь предложить ему оптимальные из всех известных нам предложений банков.

В.Н.Артемов, генеральный директор, А.Г.Устинов, зам генерального директора по финансовым вопросам ООО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С.Артемова