Как организовать подготовку лагеря школьников в обычных технических условиях

Организацией всего учебно-воспитательного процесса в лагере занимается его начальник вместе с вожатыми и классными руководителями. (Для облегчения этого процесса написана данная техническая документация, состоящая из нескольких частей).

Часть 1. Как организовать лагерь

Важно, чтобы все дела, которые планируется провести лагере, были творческими, интересными и увлекательными для ребят разного возраста.

Как же сделать воспитание и учение творческим и радостным процессом для воспитателей и воспитанников?   Разработанная автором коммунарской методики И.П. Ивановым идея содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей, объединенных общим делом, пожалуй, наиболее  приемлема для экологического лагеря. Книга И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» (М., 1989) стала главным проводником в организации творческой жизни в лагере. Хотя лагерная смена длится всего 3-4 дня, она вмещает в себя столько интересных и творческих дел, сколько иной школе не сделать и за четверть. В ту же группу активности, которая обогащает умениями школьника входят и экскурсии с экспертами по географии.

  • План жизни группы на смену обсуждается в первый день на общем сборе.
  • Каждая группа составляет свой план (документ), на основе которых планируется общелагерная жизнь.

Общий сбор

В день приезда группы проводят общий сбор-старт. На этом сборе вожатые знакомят ребят своих групп с примерным учебным планом на смену, режимом дня, памятками инструкциями, проводят конкурс между палатками на:

  • лучшее название группы,
  • отрядную эмблему,
  • девиз,
  • разучивают отрядную песню,
  • планируют творческие дела.

Ядром педагогического коллектива лагеря являются вожатые туристских групп. Вожатыми могут быть ученики педагогических классов; лучше, если это будут студен­ты IV курса географического факультета, имеющие уже хорошую педагогическую и специальную подготовку.

По вечерам каждая группа проводит свой «огонек» у костра. Технические условия поддержания огня школьниками способствуют открытому обсуждению. И ребятам, вожатым и классным руководителям легко подводить итоги дня, планировать работу лагеря на следующий день.

При подготовке творческих дел создаются советы, отвечающие за подготовку и проведение конкретного дела.

Группы по очереди бывают дежурными. Дежурная группа обеспечивает творческое выполнение плана жизни лагеря на данный день. Возглавляет работу группы де­журный вожатый.

После окончания смены группы проводят прощаль­ные «огоньки», на которых ребята подводят итоги всей смены.

Главное дело — экскурсии по геоэкологии в тех условиях леса

Главными делами групп являются экскурсии, иссле­довательская, краеведческая и экологическая работа. Тематика экскурсионной, научно-исследовательской и экологической работы зависит от профиля экологическо­го лагеря.

Для всех групп каждый день проводятся плановые экскурсии:

  • ботанические,
  • географические,
  • экологичес­кие.

Темы географических экскурсий зависят от уровня подготовки и возраста учащихся и соответствуют школь­ной программе.

Прежде всего проводится комплексная географическая экскурсия, экскурсии «Природные ком­плексы Ленинградской области», «Геологическая исто­рия и рельеф Ленинградской области» и другие.

Тематика ботанических экскурсий также определяет­ся школьной программой по биологии. Вначале проводит­ся вводная экскурсия «Растительные сообщества», а за­тем отдельные экскурсии: растительность соснового и елового леса,  растительность луга, болот и водоемов.

технические условия разбивки лагеря

Наиболее подготовленные группы могут выполнять  специальные задания по геоэкологии, например, провести оценку состояния природной среды по биоиндикаторам.

Важно, чтобы в каждом отряде проводились различные познавательные и творческие дела, связанные с тематикой лагеря. Так, «Энциклопедия коллективных творческих дел» И.П. Иванова предлагает: вечер веселых задач, вечер — путешествие, вечер разгаданных и неразгадан­ных тайн, защиту фантастических проектов, турнир-викторину и многие другие дела.

Эмоции и впечатления школьника

Художественные дела, несомненно, украсят жизнь в лагере. Они обычно оставляют самые яркие впечатления. Это может быть концерт-«молния», турнир знатоков поэзии, различные эстафеты.

Спортивные дела также найдут своих любителей. Принять участие в веселой спартакиаде, играх следопытов, «туристском боксе», «туристском футболе» наверняка захотят все ребята.

Трудовые и организаторские дела тоже необходимы. И среди них экологический трудовой десант, экологическая разведка, создание газеты «молнии».

Для ребят 7-8 классов проводятся занятия по технике туризма и спортивному ориентированию, для младших школьников — показательные выступления старшей туристической группы по этим видам.

За несколько дней до открытия первой смены хозяйственная бригада под руководством начальника лагеря должна заняться организацией жилья. Хозяйственная бригада формируется из ребят старших классов, имеющих туристскую подготовку.  Желательно, чтобы часть ребят из хозяйственной бригады осталась в лагере на все смены для оказания помощи группам по заготовке дров, приготовлению пищи, ремонту снаряжения и в других хозяйственных делах.

Место расположения экологического лагеря зависит от целей, задач и условий полевого практикума. Однако  «то для лагеря должно удовлетворять нескольким общим требованиям.

Требование безопасности и паспорт безопасности лагеря

Главное техническое условие размещения детей — безопасность. В тех условиях Ленинградской области не рекомендуется, на­пример, размещать лагерь по течению реки ниже крупных деревень, скотных дворов, промышленных предприятий.

Место должно быть безопасным на случай непогоды: следует помнить о том, чтобы вблизи палаток не было сухостойных или наклонившихся стволов деревьев, кото­рые могут рухнуть при сильном ветре. Грунт должен быть сухим, а в случае дождя вода не должна стекать под палатки.

Как разбить палаточный лагерь

Разаработать ТУ для постановки

Лагерь нужно располагать там, где есть питьевая вода и дрова. Необходимо также учесть возможность подвоза сна­ряжения.

Лагерь лучше размещать по периметру большой по­ляны, чтобы в центре оставалось место для игр, соревно­ваний и творческих дел.

Обычно в лагере разбиваются 3-4 бивака, каждый на 15-20 учащихся, так что у всех групп есть свое костровое место, рядом с которым натянут большой тент и установ­лены палатки.

Начальнику лагеря обязательно следует заранее распланировать каждый бивак:

  • место для костра,
  • палаток,
  • дров
  • отходов

Для нормальной организации жизнедеятельности лагеря нужно позаботиться о полевом снаряжении, кото­рое включает все необходимое для устройства бивака и организации учебной и исследовательской работы. По левое снаряжение для бивака должно быть надежным.

Особое внимание следует уделить палаткам. Рекомен­дуется использовать палатку «Сказка», так как она очень надежна в любую непогоду, защищена капроновым тен­том от дождя и рассчитана на 3-4 человек.

Помните, что на месте, где будет стоять палатка, не должно быть кочек, бугров, выступающих корней деревьев, камней. Выбранное место должно быть ровным. Правила установки палатки обычно изложены в прилага­ющейся к ней памятке.

На пол палатки плотно укладываются специальные туристские коврики, которые надежно защищают от холодного грунта.

Располагать палатки, костровое место, дровяной склад компактно.

Костер должен находиться на некотором расстоянии от бивака с подветреной стороны. Кроме того, размещать следует так, чтобы не было загорания веток деревьев, кустарников, сухой травы.

Если есть старое кострище, костер разводите на нем, чтобы лишний раз не наносить вреда природе. Когда место определено обязательно окопайте костер.

Чтобы не повредить крону и корни деревьев, костер следует разводить не ближе 5 метров от них, стоит развернуть в ту сторону, где не падают летящие искры на кусты и траву.

Дровяной склад. то есть место, где складываются ветки, хворост, бревна и производится их рубка и пилка, должен находиться на расстоянии 3-5 метров от костра. Нарубленные дрова складываются у самого костра или под хозяйственный тент. Желательно, чтобы хозяйственная бригада заготовила дрова до заезда в лагерь учащихся, особенно 5-6 классов.

Для каждого бивака устанавливаются продуктовая и хозяйственная палатки. В продуктовую палатку группа складывает все привезенные с собой продукты. Эта палатка должна быть надежно защищена от дождя тентом, в крайнем случае в особых тех условиях продукты накрываются большим куском полиэтилена, предохраняющим их от намокания. В хозяйственной палатке хранятся:

  • костровые принадлежности,
  • котлы,
  • пила,
  • топор,
  • спортивный инвентарь

Могут храниться и личные вещи ребят. В окрестностях лагеря, на расстоянии 70-100 метрах от его, в густых зарослях, а еще лучше в неглубоких густо заросших отрогах сухих овражков (без текущих ручейков)следует разместить туалет. Для его оборудования можно использовать брезент или старые палатки.

Вблизи лагеря необходимо оборудовать мусоросборники для несгораемого мусора (консервных банок, плас­товых бутылок.), который после закрытия лагеря желательно вывезти на свалку.

Площадка в тех условиях леса

Организаторам лагеря следует обязательно позаботиться об устройстве площадок для игр, спортивных соревнований и творческих дел. Не лишне иметь в лагере волейбольную площадку, сетку, мячи и другой спортив­ный инвентарь.

Особенно стоит подумать об организации купальни и подходов к воде. Они должны быть совершенно безопасны и соответствовать всем требованиям по купанию детей в открытых водоемах.

Заключительным этапом подготовки экологического лагеря к приему групп должно стать его наглядное офор­мление. Над входом в лагерь помещается большой плакат «Экологический лагерь», оформляется стенд, где расска­зывается о целях и задачах лагеря. Обязательно нужно иметь информационный стенд с распорядком дня, планом работы на смену и на каждый день, установить разнооб­разные указатели:

  • «Экологическая тропа»,
  • «Железнодо­рожная станция»,
  • «Игровая площадка»,
  • «Стороны гори­зонта».

Итак, лагерь к приему ребят готов.

А теперь следует подумать, как организовать жизнь детей в лагере так, чтобы время, проведенное здесь, не прошло для них бесследно.

Перейти к части 2