Изучение особенностей водных и прибрежных растений озера

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными жизненными формами зарастающего озера (водоема): с плавающими на поверхности, погруженными в воду и прикрепленными ко дну водоема растениями, которые по-разному приспособлены к условиям водной среды и сами по-разному ее изменяют.
  2. Рассматривая биологические особенности водных и прибрежных растений, обратить внимание учащихся на то, как изменится водоем, постепенно превращаясь в болото.
  3. Познакомить учащихся с происхождением озер Ленинградской области.

Какую продукцию можно добыть в озерах и как переработать

растения озераЛюди ловят в озерах рыбу, которую перерабатывают, продают на кухни ресторанов и кафе. Рыбалка на озере — это хороший способ самостоятельно добыть вкусный обед из полностью натуральных, свежих продуктов. Работники кухни и администрации должны пройти соответствующее обучение программе безопасности питания (разработка системы ХАССП). Краткая беседа о происхождении и основных жизненных формах озера; постановка цели и знакомство учащихся с планом обследования озера.

План проведения экскурсии

Рассказать о происхождении и зарастании озера (водоема); подчеркнуть, что вода является той средой, в которой сложились жизненные формы растений водоема, и имеет для них такое же значение, какое для наземных растений имеет почва. Здесь же обратить внимание учащихся на несколько хорошо им знакомых растении, представляющих примеры разных жизненных форм (плавающие на поверхности, погруженные в воду и прикрепленные ко дну водоема). Практическая работа по измерению глубины водоема и ширины поясов зарастания. Беседа о связи между условиями жизни в водоеме и особенностями собранных растений. Рассказ об особо охраняемых растениях водоемов.

Образование озер и особенности превращения в болото

Изучение особенностей водных растенийКамовые озера имеют округлую или слегка вытяну­тую форму, высокие и крутые берега: размеры их не более 0,5 кв. км, но зато глубина может достигать 35 м. Около берегов дно обычно песчаное, а к центру озера — илистое. Такие озера, как правило, лишены поверхностного стока. Часто они подвержены зарастанию. Далее следует сказать, что со времени образования озерных котловин прошли многие тысячелетия, поэтому сейчас можно наблюдать, как изменяется само озеро, постепенно превращаясь в болото. Этот процесс зараста­ния водоема может идти различно в зависимости от его размера, характера берегов, окружающей растительности (Рисунок). В основном наблюдаются два способа зарастания озера (водоема). Первый характерен для озер с пологими берегами. В этом случае зарастание происходит от берега к чистому зеркалу воды. Здесь можно проследить несколько поясов растительности, постепенно продвигающихся все дальше и дальше. Каждый пояс характеризуется определенной глубиной дна, где укореняется большинство растений. Второй способ характерен для озер, имеющих у бере­гов значительную глубину. Их зарастание идет при помо­щи сплавины, которая нарастает на поверхность воды.

Отложения торфа – путь к зарастанию озера

Подводные части растений, составляющие сплавину, отмирая, падают на дно озера и образуют отложении торфа; надводные части, плотно сплетаясь, создают бла­гоприятные условия для поселения на них новых расте­ний, благодаря которым сплавина становится все более плотной. Иногда оба способа зарастания можно наблю­дать на одном и том же водоеме. У самого берега располагается пояс мелководных растений, распространяющихся на глубину до 1 м и при понижении уровня водоема переходящих к жизни на суше. Это такие растения, как сусак зонтичный, стрело­лист, желтый ирис, аир, плакун-трава, вех ядовитый, водяной лютик, осоки, ситники.

Следующий пояс, характеризующийся глубиной рас­пространения до 2-3 м, — пояс высоких трав или камышей. Сюда относят камыш болотный, тростник обыкновенный и виды рогоза. Еще дальше располагается пояс водяных лилий -растений с плавающими листьями, характерными пред­ставителями которых являются белая кувшинка, желтая кубышка и рдест плавающий. На глубине от 3 до 5 м развиваются широколистные рдесты (рдест пронзенный и блестящий), а еще дальше от берега — узколистные рдесты, роголистник.

Все рассмот­ренные растения ведут прикрепленный образ жизни, уко­реняясь на дне водоема. Кроме этих форм в озерах имеется большое количество растений, свободно плаваю­щих по поверхности (ряска, водокрас) или целиком пог­руженных в воду (пузырчатка). Все эти растения участву­ют в зарастании водоема снизу, их отмершие остатки образуют различные типы торфа (камышовый, осоковый), который откладывается из года в год, постепенно запол­няя весь водоем.

Су­ществует опасность провалиться в незаросшие «окна» сплавины

Изучение растений озераВ озерах, зарастание которых происходит от берега в сторону зеркала воды, начинают расти длинные плавающие корневища белокрыльника, трифоли, сабельника. За лето их корневища нарастают в длину более 1 м. Сплета­ясь, стебли этих растений образуют сплошную сплавину, на которой поселяются другие цветковые растения (осо­ки, пушицы), мхи, болотный хвощ. Наконец, сплавина становится такой прочной, что на ней появляются кустар­ники и отдельные деревья. При ходьбе по сплавине она колышется, как зыбучий ковер.

При проведении экскурсии нужно помнить, что су­ществует опасность провалиться в незаросшие «окна» сплавины. Практическую часть экскурсии по измерению глубины водоема и ширины поясов зарастания следует приво­дить с лодки или плота. Для этого понадобятся маркиро­ванная веревка длиной около 20 м и рейка длинен, около 3 м с нарубками через каждые полметра. В ближайшем к берегу поясе измерения можно произвести с помощью более короткой рейки, войдя в воду.

На основании изме­рений можно составить схематический разрез одного из берегов зарастающего водоема и вычертить его в опреде­ленном масштабе, отметив протяженность отдельных поясов. Растения озера светолюбивы, однако погруженные в воду получают меньше света, так как часть лучей задер­живается водой. Красивые белые цветки кувшинки также многие стре­мятся сорвать. Но делать этого не следует: растение может погибнуть, так как оно очень чувствительно к повреждениям. Истинному другу природы нужно решительно воздер­жаться от сбора цветков кувшинки и удерживать от этого других.