Искусство с сертификатом из электрических приборов

Ася Балуева

Елена Серебрякова

Искусство из розетки С 6 марта по 7 апреля в Мраморном дворце Государственного Русского музея пройдет выставка новейших произведений британского видеоарта «Электроземля».

Зачем нужен сертификат на лампу

Электрооборудование – приборы, аппараты, машины, специальное оборудование, которое предназначено для использования электрической энергии должны пройти сертификацию качества. Сертификаты — необходимые номенклатурные документы для любой продукции.

Видеоарт привлекает в основном юных минималистов, концептуалистов и адептов «искусства для ленивых», именно они копают «глубоко» и компонуют любую электрику, что попадется под руку в своих работах.

Итак, в Мраморном — молодые британские художники (самому младшему из них — 21 год, самому старшему — 38) представят работы, посвященные в основном проблематике британской молодежной субкультуры и некоторым социальным аспектам нелегкой английской жизни.

Очень логично, что на эти темы высказываются именно англичане, — ведь именно в Британии зарождались те основные течения субкультуры, которые смогли для многих стать спасением от чересчур банальной и стабильной жизни.

Хотя и для русского зрителя многие западные явления, занявшие в начале 90-х свободную нишу массовых молодежных интересов, стали уже как бы своими — MTV, танцполы, клубы, ди-джеи.

Тинейджеры всего мира стали похожи друг на друга, а потому и британская рефлексия на тему, конечно же, не будет выглядеть хоть сколько-нибудь экзотической.

Может быть, это даже к лучшему — возникнет некоторое равноправие, а если повезет, то и взаимопонимание между художником и зрителем.

Выставка работ «Двенадцать»

Выставочный зал в Цюрихе (Kunsthalle «Artefiz», Швейцария). Заказчик прислал эксплуатационные документы и открыл в феврале наступившего года выставку проекта с живописной серие работ «Двенадцать» петербургского художника Елены Серебряковой. Проект имеет подзаголовок — «Пространство западноевропейской живописи от Ренессанса до барокко».

«Красные» работы серии «Двенадцать» «перспективны». Они перспективны в том смысле, что без вписанных в их пространство лишь угадывающихся, практически только обозначенных, поворачивающихся разными боками чаш (конечно же, тоже важных знаков в символике Серебряковой) само полотно — собственно алого, глубокого и радостного цвета — являет собой прекрасный фон, которого уже почти достаточно, чтобы картина состоялась. Фон этот отнюдь не дизайнерски «вылизанный», он при высоком качестве живописной поверхности, хотя и сложен и многослоен, «дышит» и живет. «Летящие чаши», наверное, тоже хороши и значимы, но куда лучше тот яростный, стремительный, императивный мазок линии с черной отметиной, который как будто и породил всю эту энергетику цвета и держит это полыхающее пространство вокруг себя, организуя его композиционно. У художницы он ассоциируется с ощущением времени и в данном художественном тексте служит его прямой метафорой. Повторение, не как монотонность, а как основу для следующего скачка в узнавании «стихии огня», рассматривает Серебрякова посредством этого проекта.

Огонь самых разных свойств — животворящий, любовный, творческий, будоражит ее сознание, и холсты Елены, как она считает, являются информационными пространствами в том числе. В этом смысле «пространства Ренессанса» для нее оказываются абсолютной ценностью. Из них убраны все великие сюжеты, но, вглядываясь в саму фактуру холста, вы, поражаясь собственному нахальству, вступаете с ними в контакт, подстраивая свет, фокус глаза лишь затем, чтобы очутиться там, внутри, в ином времени, в ином воздухе. Да, в них есть иллюзия, слишком прямой «оптический» ход, и все же он здесь интересен, так как не отвлекает вас от картины, а привлекает к ней. Вы при желании как будто готовы ее дописать — хотя бы и в охочем до выдумок воображении, позволяющем вам воспользоваться всем богатством стилей на выбор, — например, новую версию «Портрета моряка» или же даже еще одну попытку «Святого семейства».