Главная » Архивы-2 » И все же это родина. И пусть кричат

И все же это родина. И пусть кричат

Лариса Шарипова

РодинаШкола в Большом Озере закрыта давно, нет ни учителей, ни парт, ни лицензии ростехнадзора. И об этом знают все, кто хоть как-то связан с образованием. Сегодня в этой деревне, где всего 70 дворов, 13 детей школьного возраста. А на следующий год их будет еще меньше. Понятно, что им необходимо дать образование. Хотя говорить, по большому счету, об этом сложно. Осенне-весенняя распутица и зимние метели неминуемо внесут в этот процесс свои коррективы. Долгих 9 месяцев, чтобы люди могли добраться в эту деревню, власть должна практически ежедневно расчищать дорогу в 8 км. И чтобы доставить до школы 13 детей — тоже. Первый вопрос, который возникает у любого, кто впервые в этой деревне: почему до сих пор никто не догадался построить дорогу?

Для справки: только в Горьковском районе подобных дорог больше 400 километров. А 1 км дороги с асфальтовым покрытием сегодня стоит 1.5 миллиона рублей. А где же их взять? Ведь строить по одному километру в год, все равно, что похоронить эти деньги на той же самой дороге. Так что извечная российская проблема остается еще на долгие века.

Почему закрыли интернат?

В прошлом году, когда стало понятно, что подвоз детей до ближайшей школы очень сложно в текущих технических условиях, и финансово неподъемное дело, ребят устроили в ближайший интернат. К детям были прикреплены воспитатель и нянечка. Нахождение в интернате для родителей учеников было бесплатным. Район взял на себя ответственность за жизни ребят, за их учебу и досуг. Родителям было предложено оплатить только лишь питание их собственных чад. Причем оплата принималась не только деньгами, но и натуральным продуктом. Как говорится, кто что может. И тут-то начались самые жаркие страсти. Родители отказались от интерната и забрали детей. Тем, кто постоянно оплачивал еду своего ребенка, стало обидно: «Почему я привожу продукты и деньги, а другие нет?»

Итог не заставил сказаться: интернат и вовсе закрыли. Тогда власть предложила другой вариант: расселить детей по частным квартирам. У родителей появилась реальная возможность договориться напрямую с хозяевами, чтобы и за детьми присмотрели, и накормили вовремя, и об оплате не беспокоились. Тем более частники просили не много: кто дров, кто деньги, а кто и продукты. Закончился учебный год, и дети разъехались по домам. Но на следующий учебный год родителям в приеме детей отказали. Почему? Да все по той же причине. Некоторые семьи до сих пор не рассчитались за проживание детей.

О будущем своих детей думать нужно заранее

ШколыСемерых ребят из Большого Озера родители сами стали возить в школу. Сегодня каждый вправе выбирать учебное заведение для своего ребенка. Одного пристроили на квартиру, как и в прошлом году. А оставшиеся пять детей в этом году в школу не пошли. В семье Щуриновых трое детей. Старший мальчик учится в 7 классе не первый год. Второй сын в 1998 году пошел в школу. И сегодня он не освоил программу первого класса.

Медико-психологическая педагогическая комиссия порекомендовала родителям отдать его в коррекционный класс. Он есть в Калачинске. Но родители посчитали, что это для их ребенка излишняя нагрузка. И отказались.

Открывать начальную школу в Большом Озере нецелесообразно. Сегодня в Павлодаровку возят 13 человек, а если будет школа, станут возить 9-10. Стоит ли содержать школу для двоих детей? Тому же Саше, в любом случае, учиться в обычной школе будет очень сложно. Не такая программа ему нужна в таких условиях, а специальная. Зато сегодня, когда проблема малых деревень стала достоянием общественности, «обучением» Саши «занялись» буквально все. Районная власть дала команду по осенней распутице гонять в Большое Озеро вездеход, который перевозит детей в павлодаровскую школу. А результат? Директор школы вновь вынужден бить тревогу: за три недели Саша в школе был всего три раза. Теперь у его мамы новые причуды: ребенка не во что одеть. Понимай так — государство обязано и это сделать за родителей.

— Пусть он ходит в школу в том, что есть дома, — убеждал родителей начальник отдела образования Горьковского района Владимир Николаевич Кичин.

— Еще чего не хватало! — возмущалась мама Саши. — В этой застиранной одежде в школу?!

Образование — единственная возможность занять свое место в современном обществе

Стоит ли комментировать такую ситуацию? Сегодня родители порой делают все, чтобы лишить его не только сегодняшнего дня, но и будущего. Получается, что руководители района больше заинтересованы в образовании Саши, чем его собственные родители, но делают они это не по технологической инструкции, а по зову сердца. Администрация района взяла на свой контроль ситуацию с неблагополучной семьей. Различные областные комиссии ежедневно бывают в районе, но что они могут увидеть, кроме одной большой проблемы малых деревень, где нет дорог, школ, где нет средств, чтобы взять ответственность за каждого ребенка на себя. Странно, что за десять лет реформ в нашей стране у людей сохранился совковый менталитет, уверенность, что за будущее их детей в ответе какой-то дядя, а не сами родители. А между тем в Горьковском районе 42 общеобразовательных школы. Обучается в них 4499 человек, что на 388 меньше, чем в прошлом году. Более 450 детей приезжают в школы из малых деревень. Расстояние маршрутного подвоза -387 километров, 62 процента из них — по бездорожью.