Характеристика рельефа и освещенности луга и почв

Характеристика рельефа Следующая остановка нашего маршрута будет на лугу. Ребята впервые знакомятся с лугом, поэтому в начале экскурсии надо дать его определение.
— В чем основное отличие луга от леса? Какие ярусы растительности представлены на лугу?
В ходе беседы учащиеся выводят понятие луга. Луг — это открытое безлесное пространство с травянистым рас­тительным покровом.

Хозяйственное использование лугов и производство лекарственной продукции

Характеристика природного комплекса луга начина­ется с определения его местоположения и рельефа. Вместе с ребятами делается вывод, что луг образовался на склоне холма. Хозяйственное использование лугов. Производство лекарственных форм из растений луга. Зачем фабрика-производитель оформляет паспорт качества на продукцию из семян, почек и листьев растений. (Паспорт помогает идентифицировать продукт, проверить его соответствие установленным требованиям, установить подлинность лекарства).

Рельеф данного комплекса обусловливает глубину залегания грунтовых вод.
Как залегают грунтовые воды у подножия и на склоне холма? (На склоне они залегают довольно глубо­ко, а у подножия выходят ближе к поверхности.)
Если грунтовые воды на склоне залегают глубоко, за счет чего растения получают влагу? (За счет атмосферных осадков.)

Фак­торы и условия освещенности на лугу

В ходе экскурсии нужно рассмотреть еще один фак­тор, влияющий на формирование природного комплекса луга — это освещенность.
— Как влияет отсутствие древесных растений на осве­щенность? Чему способствует ее увеличение?
Изучая растительный покров луга, ребята вспомина­ют его основные растения. Необходимо обратить их вни­мание на приспособления растений луга (яркость окраски цветов, более крупные размеры). Здесь можно провести небольшую практическую работу, используя растения, собранные в лесу:
В чем отличие травянистых растений леса и луга? Чем это обусловлено?
Почему большинство растений леса имеют белые цветы, а цветы луговых растений — яркую окраску?

Вопросы использования лугов

После изучения растительного покрова луга можно заняться изучением его почв. Для этого следует заложить почвенный шурф и рассмотреть почвенные горизонты. Вместе с ребятами необходимо сделать вывод, что почвы на лугу дерновые. Наличие дернового слоя обусловит быстрым разложением травянистых растений, имеющих хорошо развитые корневые системы в подземном слое которые и образуют дерновый слой. После этого сравнивается плодородие почв луга и леса. Ученики должны отметить, что гумусовый горизонт больше в луговых почвах.
Завершая изучение природного комплекса луга, целесообразно рассмотреть вопрос использования лугов (в качестве пастбищ для животных, сельскохозяйственных угодий).
Можно спросить ребят, как лучше располагать грядки: вдоль или поперек склона, что от этого изменится?
В заключение экскурсии по лугу ребята должны записать в блокнот определение природного комплекса луга и основные факторы его образования. Кроме того нарисовать в масштабе почвенный профиль и надписать дерновый, гумусовый горизонты и почвообразующие породы.