Географическая экскурсия о природных комплексах лесной зоны

Географическая экскурсияНа географических экскурсиях изучаются природные комплексы лесной зоны. Содержание экскурсии изменяется в зависимости от возраста учащихся. Мы предлагаем свою методическую разработку такой экскурсии, где вводятся начальные знания по оформлению паспорта качества на продукцию из диких растений леса.

Цели и задачи занятия в полевых условиях

  1. Знакомство с природной зоной тайги и входящим в ее состав природными комплексами.
  2. Изучение особенностей природных комплексов на территории своего края (поселок Шапки).
  3. Изучение основных природных комплексов.
  4. Выявление отдельных компонентов в особенности рельефа и их взаимосвязей.
  5. Установление причин, влияющих на изменение природного комплекса. Роль человека и охрана окружающей среды. Продукция, изготавливаемая из лесных растений.

Рекомендации к проведению экскурсии

Экологический лагерь расположен на территории озерно-ледниковой равнины, поэтому начать рассказ це­лесообразно с истории формирования (особое внимание уделить влиянию ледника на современный рельеф). В пределах изучаемой территории существует множество природных комплексов, но для нашей экскурсии необходимо выбрать типичные, основные из них:

  • ельник — зеленомошник с подзолистыми почвами умеренного увлажнения;
  • сосняк — зеленомошник с хорошо дренированными песчаными подзолистыми почвами;
  • верховое сфагновое болото с сосной и торфяно-болотными почвами;
  • природный комплекс луга на дерновых почвах.

Так как экскурсия посвящена изучению природной зоны тайги, учителю необходимо подготовить характе­ристику ее основных лесообразующих пород — ели и сосны.

Необходимо продумать и разработать методику изучения почв

Знакомство с типичными почвами лесной зоны целесообразно начать в сосновом лесу, где хорошо видна яркая окраска и четко выражены границы горизон­тов. В еловом лесу вследствие более тяжелого механичес­кого состава (суглинки) цвета и границы горизонтов будут менее заметны. Проложенный маршрут должен наносить как мож­но меньше вреда природе. Поэтому переходы между оста­новками нужно спланировать так, чтобы не вытаптывать мохово-лишайниковый покров и травянистые растения (кислицу, грушанку, копытень), корневые системы кото­рых лежат очень близко к поверхности.

Особый интерес у ребят вызывают конкретные примеры изменения природных комплексов, происшед­шего под влиянием человека. Можно предложить не­сколько таких примеров: участок вырубленного леса, противопожарные канавки, старые стоянки туристов.