Экономическое развитие региона продиктовано логикой нашего развития

Вадим Густов,

губернатор Ленинградской области

Перспективные проекты региона

перспективаСегодня Россия имеет исторический шанс существенно повысить эффективность всей своей экономики, и можно назвать некоторые перспективные, на мой взгляд, проекты, способные стать в своем роде «национальными экономическими идеями» и не только остановить падение промышленного производства, но и дать решающий импульс развитию промышленности во многих регионах России.

Одна из таких идей — это уже начавший осуществляться проект по участию России в 9-м интермодальном транспортном коридоре. Нам предоставлена возможность превратить регионы, по территориям которых пройдет этот транспортный коридор (Ленинградская, Новгородская, Тверская, Воронежская, Московская, Тульская, Рязанская, Ростовская области, Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург), в ключевое звено международной торговли, в «торговый мост», соединяющий Западную Европу с остальной территорией России, а также с наиболее динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Северо-Западный регион России — международный транспортно-технологический узел

Объем переработки грузов в морских портах России сегодня значительно ниже их возможностей. И в то же время в портах прибалтийских стран основная доля оборота приходится на Российские транзитные грузы. Активную борьбу за транзит и переработку российской нефти ведет Финляндия, развивая порты Порвоо и Котка. Эти обстоятельства требуют выдвижения Северо-Западного региона России как международного транспортно-технологического узла на ведущие позиции в мировой системе товарооборота. Правительствами Ленинградской области и Санкт-Петербурга была разработана межотраслевая программа «Транспортно-технологическое обеспечение транзита грузов через прибрежные территории Финского залива», основные положения которой легли в основу Указа Президента России Б.Н.Ельцина № 554 от 6 июня 1997 года.

Развитие услуг на европейском уровне

перспективыПрограмма не ограничивается развитием лишь портовых и терминальных мощностей. В нее включены мероприятия, предусматривающие обеспечение транзита грузов с оказанием комплекса услуг европейского качества (например, документообеспечение процессов – наличие нормативных документов, таких как декларация соответствия). Это строительство и реконструкция автомобильных и железных дорог, трубопроводов, речных портов и судоходных водных путей, логических терминальных комплексов по приему, переработке и распределению грузов, а также ряд мер по информационно-аналитическому обслуживанию грузопотоков.

Понятно, что сроки окупаемости капиталовложений в такого рода проекты — я имею в виду, прежде всего, представленные в этом номере журнала будущие порты в Приморске, Усть-Луге и бухте Батарейной — более продолжительны, нежели те, что связаны с коммерческой деятельностью. Поэтому оптимальным вариантом финансирования является схема, основанная на привлечении средств грузоперевозчиков, на использовании кредитных линий зарубежных коммерческих банков под гарантии правительства России, Ленинградской области, а также государств, заинтересованных в удешевлении грузоперевозок через территорию России. Различных вариантов тут немало, и заинтересованность партнеров получит активную доброжелательную поддержку со стороны местных властей.

Мы осознаем те трудности, которые стоят на этом пути, но в то же время понимаем, что обречены всей логикой нашего общественно-экономического развития пройти его.