Главная » Архивы-2 » Дружеское плечо TACIS – о новом совместном проекте

Дружеское плечо TACIS – о новом совместном проекте

Йорген Ляйснер, руководитель проекта

Дружеское плечо TACIS Среди многих проектов TACIS (а они оговорены в соответствующих соглашениях между Европейским Сообществом и странами СНГ) проект «Развитие транспорта Северо-Западного региона» (TNRUS 9504) занимает особое место. Создаваемый совместно с Ассоциацией «Северо-Запад» и другими заинтересованными организациями транспортного сектора, он предусматривает решение вопросов комплексного развития транспортной системы единственного региона Российской Федерации, имеющего границу со странами Западной Европы. Об этом — беседа нашего корреспондента с руководителем проекта TACIS магистром технических наук господином Йоргеном Ляйснером.

— Что побудило Вас приступить к работе над проектом, который Вы возглавили два года назад?

— Причин много. Северо-Западный регион очень важен для экономического сотрудничества между Россией и европейскими странами. Мы трудимся над разработкой технических условий проекта в различных транспортных системах: железные дороги, морские порты, автодороги, воздушный транспорт и внутренние водные пути.

Участие в развитии этой важной транспортной сети, образующей выход в богатые и перспективные регионы такой огромной страны как Россия, — ответственное задание. Я приехал из Дании — страны, которая меньше, чем Новгородская область. Другая причина — это то, что консорциум, состоящий из трех крупных европейских консалтинговых компаний: Ramboll из Дании, DHV из Голландии, SPEA из Италии, выиграл тендер по проекту.

Позвольте мне подробнее познакомить с ним читателей журнала.

о новом проектеСуществует три основных направления, которые должны быть решены в рамках проекта TACIS «Развитие транспорта Северо-Западного региона», а именно:

  1. Анализ и прогнозирование транспортных потоков в регионе, в результате которых создается «Стратегия развития транспорта»;
  2. Организация специализированного технического бюро в рамках Ассоциации «Северо-Запад», с целью сертификации качества продукции и услуг, координации и разработки проектов транспортной инфраструктуры региона;
  3. Оказание помощи Ассоциации «Северо-Запад» и ряду транспортных организаций региона по конкретным инвестиционным проектам. В настоящее время мы работаем, в частности, с мурманским и архангельским портами, разрабатываем Генеральный план по восстановлению дорог для основной сети, изучаем возможности создания системы интермодального обслуживания (эффективное использование сочетания транспортных систем), занимаемся многими другими проектами.

— Давайте, все-таки, выделим те направления, которые особенно важны…

— Существует много важнейших направлений, и они все тесно связаны друг с другом. Развитие эффективной транспортной системы — одна из основных предпосылок экономического развития, а экономическое развитие и экономическая деятельность являются основными условиями для работы транспортной системы. К слову сказать, это старая история о курице и яйце. Необходимо, что Россия вышла на положительный виток активного развития как сектора экономики, так и сектора транспорта. Одна из возможностей выхода на такой виток — это создание привлекательных инвестиционных условий в российском производстве.

Как этого добиться? Тут надо изучать спрос и предложение со стороны всех видов транспорта и субъектов экономики. И давать рекомендации о том, что выгоднее, что дешевле, как самим транспортникам, так и их клиентуре.

Решением этих и других задач и займется создаваемое TACIS техническое бюро Ассоциации «Северо-Запад». Оно как раз и станет координатором в реализации транспортных проектов по самым современным научным методикам, исходя из «Стратегии развития транспорта». Рассчитываем, что уже в нынешнем году такая структура будет создана.

— Перед нами — схема транспортной системы Северо-Запада. Какие ее составляющие, на взгляд специалистов TACIS, наиболее предпочтительны для развития и расширения коридоров Западная Европа — Россия — Кавказ — Средняя Азия — Дальний Восток?

— Вы правильно сказали — «коридоров». Потому что их много. Ну, например, международный коридор No 9, который соединит Северо-Восточную Европу — через Хельсинки — Санкт-Петербург — Москву — железнодорожными и водными путями с южными портами России — Новороссийском и Астраханью. Нашим проектом предусмотрено изучить всю мозаику транспортных сообщений в регионе Северо-Запада. А это — десятки тысяч километров водных и автомобильных путей, многие тысячи километров железнодорожных сообщений. Какие из них наиболее перспективны и требуют развития, исходя из состояния инфраструктуры, размеров пассажиро- и грузопотоков сегодняшних и ожидаемых? Сколько автомастерских работают с оформленным сертификатом на услуги автосервиса (СТО), и сколько еще требуется открыть для удовлетворения растущего спроса в регионе. Изучением этих вопросов мы тоже занимаемся.

В целом, на наш взгляд, можно заключить, что пропускная способность существующей транспортной системы достаточна для удовлетворения спроса на транспорт на много лет вперед. Однако очень важно постоянно поддерживать эту дорогостоящую систему.

По мнению наших специалистов, потоки грузов из Мурманска, Карелии и Архангельска можно направить непосредственно на Среднюю Азию и Дальний Восток, минуя центр России. А это очень важная стратегическая задача, предусматривающая снижение в будущем напряженности на железнодорожных линиях центра России за счет создания дополнительных грузопотоков в широтной части Северо-Запада.

Дружеское плечо Проектом TACIS в этой связи проводится независимая экспертиза технической, экономической и финансовой целесообразности осуществления проекта, разработанного российскими специалистами по созданию железной дороги «Архангельск — Сыктывкар — Пермь» (проект «Белкомур» — Белое море — Республика Коми — Урал). Создание такой магистрали будет выполнено за счет строительства четырех новых участков железных дорог между существующими линиями, которые в свою очередь будут модернизированы. Общая протяженность новой магистрали 1300 км (в т.ч. новое строительство — около 700 км). Магистраль позволит ежегодно перевозить 25 млн. тонн грузов. Значительно сократятся пробеги по транспортировке грузов в сторону Архангельска на 420 км, а в сторону Среднего Урала — на 820 км.

Да, объемы перевозок грузов на всех видах транспорта, кроме трубопроводного и обработки экспорта-импорта, сократились. Но есть все предпосылки того, что именно в Северо-Западном регионе они будут с каждым годом возрастать. Прежде всего — по линии импорта. А со временем, я уверен, и экспортные поставки увеличатся. Главную роль в этих сообщениях будут играть железные дороги, а также автомобильный и водный виды транспорта…

— Которые, кстати, сегодня загружены менее чем наполовину своих возможностей…

— Это — сегодня. Но кто с уверенностью может утверждать, что так будет дальше? Поэтому проектом TACIS аргументированно прогнозируется увеличение объемов перевозок грузов железными дорогами, а также их переработка морскими и речными портами. И видно, что резервов для выполнения этой работы у транспортников немало.

— Как известно, проект TACIS финансируется странами ЕС, т.е. за счет западных налогоплательщиков. Как они относятся к затратам, которые неизвестно когда окупятся, и окупятся ли вообще? Или это делается в качестве уже становящейся привычной для россиян благотворительной помощи?

— Мы в своей программе оптимистично подходим к будущему России. И, разумеется, в интересах ЕС, чтобы наработанные партнерские отношения в странах Европы перешли и к нашим коллегам в России. Ведь речь, в конечном счете, идет не столько об экономических, финансовых интересах каких-то отдельных фирм, консорциумов и т.п. структур, сколько об интересах наших народов, о том, чтобы их жизненный уровень не различался так резко, как это происходит сейчас.

Для Западной Европы Россия была, остается и, тем более, будет одним из основных партнеров в области экономики. А достойному партнеру, когда ему трудно, мы всегда подставим дружеское плечо.

Беседу вел Виктор Юрасов