Дорога вдоль фасада — репортаж с капитанского мостика ледокола «Капитан Сорокин»

Альбион Бречалов, советник Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока

сертификат таможенного союзаВесна, а для Крайнего Севера она начинается только в конце мая — начале июня, приходит туда вместе с ледоходом. Но в конце апреля солнце уже настолько яркое, что без темных очков выходить на улицу не рекомендуется. Постепенно незаходящее солнце и весенний ветер начинают грызть сугробы, заостряют до тончайших ледяных пластинок и без того острые снежные заструги на открытых местах, особенно на обширной белой глади застывших северных рек, например, Енисея, где автор прожил почти четверть века. Вот в один их таких дней, в последних числах апреля более двадцати лет назад мне довелось любоваться замерзшим Енисеем с капитанского мостика ледокола «Капитан Сорокин», который вел из Мурманска в Дудинку караван из двух судов первой арктической зимней навигации.

В Енисейском заливе

В Енисейском заливе Карского моря и на самой реке стоял многометровый лед. На его белоснежном, сливающемся с берегами и небом покрове, словно по линейке, проложенном ледоколом, чернел, слегка дымившийся на морозе, канал чистой воды, по которому медленно шли два больших теплохода и красавец-ледокол. А потом, более чем через месяц после этого исторического события, был долгожданный ледоход на Енисее и началась очередная обычная навигация «по открытой воде». Северяне ждут ледоход, готовятся к нему. К этому времени причалы уникальнейшего Дудинского морского порта, единственного в своем роде, полностью освобождаются от грузов с сертификатами таможенного союза, а огромные портальные краны поднимают на высокий, недосягаемый для половодья берег.

Причалы, инфраструктура и техническое состояние

На причалах рельсы отделяют от шпал, часть подкрановых и железнодорожных путей засыпаются гравием. Все это делается, чтобы хоть как-то уберечь причалы от огромной разрушительной мощи льдин, и потом, после ледохода, как можно быстрее восстановить искореженное и начать навигацию. И вот в первых числах июня начинает неудержимо прибывать вода в великой сибирской реке. Лед стоит уже вровень с причалами. И наконец, сдвинулась, пошла огромная, все сметающая на своем пути ледяная масса, которой даже самые мощные ледоколы не могут противостоять. Величественнейшее и незабываемое это зрелище — ледоход на Енисее. Воздух над рекой словно сгустился. В нем вязнут все посторонние звуки, зато можно услышать самые тихие шорохи, звоны и вздохи льдин. Они налезают друг на друга, с хрустальным звоном сталкиваются и с шипением, словно от злости, выползают на берег. Вода в реке поднимается на 16-18 метров. Где-то там, под нею, взбаламученной и покрытой грязной зеленоватой пеной, остались причалы порта.

Ледоход и зимняя арктическая навигация

Ледоход и зимняя арктическая навигация — это не забывается, как чудо, как символ мощи природы и одновременно символ разума человеческого. Трасса Северного морского пути, на которой Дудинский порт был одним из важнейших, в 70-80 годы справедливо считалась нашей крупнейшей внутренней морской магистралью. Но это, к сожалению, стало уже историей. А ведь еще сравнительно недавно наше мировое первенство не только по документам, а раздельности в ледовом плавании было бесспорным. Российские путешественники и мореплаватели с незапамятных времен рисковали своей жизнью, чтобы освоить северные земли и северные моря. Теперь их усилия на благо укрепления России обесценились.

Современные проблемы Севморпути

Интерес государства к Крайнему Северу как будто пропал. Да и северная романтика в последние годы улетучилась. Не до романтики, когда стоит вопрос о выживании целых регионов и коренных северных народов. А надо было бы вспомнить, что среди многообразных функций, определяющих значение Севера для России, есть пять важнейших, сильно влияющих на его роль в судьбе государства:

  • экономическая — Север дает стране две трети валюты и почти 20 процентов национального дохода;
  • оборонная — это морской «фасад» государства, почти половина его границы, свободный выход в мировой океан;
  • этнокультурная — поскольку здесь проживает 30 коренных малочисленных народов;
  • резервная — наш Север территориальный, экологический и ресурсный резерв не только России, но и всей планеты;
  • геополитическая, прежде всего транспортная.

северный путь ледоколаСейчас Севморпуть зимой почти бездействует, ухудшаются с таким трудом созданные технические условия мореплавания. Резко сократилось количество гидрологических и метеостанций, без информации с которых трассе работать очень сложно. Совсем недавно СМП был главной жизненной артерией Приполярья, неразрывной частью его экономики и культуры. В 1987 году по нему перевозки достигали 6,5 миллиона тонн. Появилась реальная возможность превращения СМП в международную трассу. Ведь от Йокогамы (Япония) до Лондона по нему 7 323 морских мили, а через Суэцкий канал путь на 4 332 мили больше. Уникальный опыт работы в Ледовитом океане, инфраструктура, современный флот (ледокольный и судов усиленного класса) есть только у нас.

центр сертификацииПоэтому трасса кроме работы на страну, приносила бы и немалый доход. В 1991 году, автор, тогда член верховного Совета РСФСР, выступая на одном из съездов народных депутатов, предлагал создать Государственную коммерческую транспортную компанию «Севморпуть», которая сосредоточила бы в своих руках флот и инфраструктуру СМП, сохранила бы российскую монополию на него. Но это и множество других подобных предложения остались невостребованными. Разрушается береговая инфраструктура, теряется не только квалификация людей, но документы, в том числе документы строгой отчетности. Падает качество, нарушаются технологические инструкции, уменьшается структура, обслуживающая Северный морской путь, из-за отсутствия горючего прекратились полеты авиации на ледовую разведку. Не работают радионавигационные станции. Гибнет сеть метеостанций, так в Западной Арктике (в Диксонском территориальном гидро метуправлении) из тридцати полярных станций и двух обсерваторий работает не больше десятка. Стоят на мертвом приколе уникальнейшие ледоколы и полярные суда, на которые только стоимость экспертного заключения по их состоянию придется вложить значительные суммы.

получить экспертное заключениеГрустно и обидно, но в первом десятилетии нового века Россия может распрощаться со своей монополией в Ледовитом Океане — к этому времени существующий ледокольный флот исчерпает свой ресурс. Уже сейчас из шести действующих атомных ледоколов пять требуют перезарядки топлива или капитального ремонта, а значит  — услуги по обновлению и регистрации технической документации. Из шести дизель-электрических ледоколов все работают уже по двадцать и более лет, они требуют ремонта или замены новыми, более современными. Век XX войдет в историю человечества как век освоения Арктики и Космоса. И в том, и в другом у нашей родины большой приоритет.

Первенство в разработке

эксплуатационные документы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы первыми вышли в космическое пространство, мы первыми, сто лет назад, вышли в арктические моря на специально построенном ледоколе «Ермак», тем самым осуществив предвидение великого нашего соотечественника М. В. Ломоносова. Грустно сознавать, что те события, свидетелями которых был, и которые давали возможность справедливо гордиться собственной Родиной, могут остаться только страницами истории, а Великий Северный путь вдоль фасада России — дорогой в никуда. Но в последние годы ряд известных российских политиков всерьез занялись идеей возрождения Севморпути. Считаю особо важным, что среди них известный исследователь Арктики А. Н. Чилингаров. Поэтому мне кажется, что все вернется на круги своя, и вновь с точностью железнодорожного поезда, пойдут среди арктических льдов караваны не только из Мурманска в Дудинку, но и из Лондона в Иокогаму или Сан-Франциско.