Главная » Архивы-2 » Для Москвы Север - дальний, для Омска - ближний

Для Москвы Север — дальний, для Омска — ближний

Статья Главы Администрации (Губернатора) Омской области Л.К.Полежаева в «Российской газете» (No21-29.01.2000 г.)

Для Москвы СеверПомните, с какими поистине героическими усилиями спасали от полного замерзания Магадан, Камчатку и другие регионы, оставшиеся в разгар прошлой зимы без необходимых запасов топлива? Так вот, нынче ситуация ничуть не лучше. Мы поставляем районам Крайнего Севера бензин, дизтопливо, мазут, шины и довольно большой ассортимент потребительских товаров, с оформленными на них сертификатами соответствия. Например, по статистическим данным, в прошлом году предприятия области поставили северным территориям свыше 57 тысяч тонн бензина, 163 тысячи тонн солярки, около 70 тысяч шин, продовольствия на 73100 тысяч рублей…

Этот процесс должен быть управляемым. По крайней мере, тендеры на поставку необходимых Крайнему Северу товаров необходимо проводить там, где эти товары производятся.

Проблемы северного завоза и проекты ндс

Более того, «северные территории» для омичей не абстрактное понятие. Шесть районов области расположены между 57 и 58 параллелью северной широты. Отопительный сезон здесь длится 260 дней и, вполне естественно, что главная забота Администрации: как обеспечить в нынешних экстремальных экономических условиях нормальный уровень жизни населения? Каждой весной, как только оканчивается отопительный сезон, Администрация начинает думать, как завезти в таежную глухомань тысячи тонн угля и мазута для местных котельных. И этот процесс затягивается до глубокой осени. Тут ничего не поделаешь: шахтеры Кузнецкого бассейна требуют за свой уголь «живых» денег.

В свое время Правительство РФ отклонило наши предложения приравнять Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский, Тарский, Седельниковский и Большеуковский районы Омской области к так называемым регионам среднего Севера, получающим государственную поддержку, хотя территории соседней Томской области, расположенные даже южнее этих широт, к таким районам приравнены.

Просьба наша — не прихоть, не  стремление облегчить себе жизнь. Ведь навигация на Иртыше длится 3-4 месяца, малые реки, по которым в отдаленные поселки доставляются продукты, техника, топливо и горючее, мелеют буквально за месяц. Автомобильные перевозки, цена на которые растет, привели экономику Омского Севера к катастрофическому положению. К тому же здесь ощущается острая нехватка автомастерских, имеющих сертификаты на услуги автосервиса (СТО), следовательно качество обслуживания автомобилей не на высоком уровне. В перечисленных районах собственные финансовые источники составляют от 20 до 30 процентов. А поддержка из федерального бюджета позволила бы развить на Омском Севере хорошую сеть перерабатывающих производств, начиная от лесного и лесохимического, и кончая мясным и молочным направлением. Новый статус северных районов дал бы мощный импульс для взаимовыгодных экономических отношений с нефтегазодобывающими территориями Томской и Тюменской областей.

Как распорядиться богатствами Омского Севера?

Для Москвы Администрация области впервые за многие годы начинает решать проблему развития производительных сил (в советские времена диспропорция была явной: главное внимание партийная власть уделяла зернопроизводящему югу). Омский Север богат запасами торфа, сапропеля, здесь начались разработки месторождений цирконильменитовых песков и промышленная эксплуатация газоконденсатного месторождения.

По последней оценке Института геологии нефти и газа СО РАН, на обследованной территории (а это всего 12 процентов) находится около 160 миллионов тонн извлекаемых запасов нефти. Разработка верхне-юрского  комплекса позволила бы в значительной степени закрыть топливную проблему Омского Севера. Во-вторых, она обеспечила бы устойчивость нефтепереработки на случай снижения поступления на Омский НПЗ сырой нефти из Тюменской области. Для организации этих работ требуются огромные средства, которых нет в бюджете.  Без развития топливно-энергетической базы на Севере трудно будет сбалансировать экономику области на ближайшие 5-10-15 лет…

Полное бюджетное финансирование – решение проблем

Полагаю, что решение проблемы все же в полном бюджетном финансировании северных территорий, а не в целевом государственном финансировании оптовых поставщиков. Но это только часть решения. Другая, не менее важная, — централизация бюджетных средств в одних руках. Губернатор, а не «Росмясомолторг» несет ответственность перед избирателями за полновесное обеспечение населения всем, что необходимо для нормальной жизни и работы. За примерами нецелевого использования бюджетных средств органами местного самоуправления далеко ходить не надо.

В современных экономических условиях государство должно управлять средствами транспорта, осуществляющего «северный завоз». Речь идет о морском и речном транспорте.  Отсутствие государственного финансирования поставило на прикол сотни судов, перевозивших миллионы тонн грузов на северные территории, оставило без работы тысячи специалистов… Совершенствование системы регионального управления, государственное участие в управлении экономикой позволят решить не только проблему «северного завоза», но и многие назревшие экономические проблемы регионов.