Для чего нужен MSDS паспорт безопасности на изделие

ЭКСКУРСИЯ В ЦЕХ ПРОИЗВОДСТВА ЕДКОГО НАТРА, ХЛОРА И ВОДОРОДА

2 часть

В начале второй части урока учитель проводит опрос о паспортах безопасности на химическую продукцию. Учащиеся рассказывают, какую опасность могут представлять щелочь для человека и окружающей среды.

Об условиях получения чистого раствора щелочи

Для чего нужен MSDS паспорт После письменного теста продолжаются занятия в лаборатории. Основным достоинством ртутного способа является получение очень чистого раствора щелочи с высокой массовой долей гидроксида натрия. Поэтому раствор упаривать не приходится. А серьез­ные недостатки этого способа заключаются в том, что он требует больших капиталовложений, расходуется дорогостоящая ртуть, конструкция ванн сложна и к тому же из-за использования ртути санитарно-гигиенические условия труда значительно хуже, чем в первом случае.

Хлор и водород используют на этом же предприятии для син­теза соляной кислоты. На этом примере учащимся разъясняют сущность и значение одного из важнейших принципов современно­го производства — комбинирования производств. Остатки хлора сжижают, водород сжимают и в стальных баллонах транспорти­руют потребителям (кооперирование производств). Электролиз проводят при 70—80С. При таких условиях температуры растворимость хлора в электролите уменьшается, и нежелатель­ные побочные реакции сводятся к минимуму. Напряжение состав­ляет 3,3—3,65 В. Сила тока, от которой зависит производитель­ность аппарата, доходит до 50 000 А с суточной выработкой око­ло 1500 кг хлора и 1800 кг едкого натра. Выход по току дости­гает 96%, а выход по энергии — до 65%.

Об условиях электролиза водных растворов на производстве

Экскурсовод рассказывает учащимся о работе электролизника водных растворов, перечисляет те функции, которые он должен выполнять. Отмечает, что ему следует знать свойства кислот, щелочей и растворов, степень влияния качества растворов на процесс электролиза, сущность электрохимических процессов, схему циркуляции электролита, приемы переключения ванн, пра­вила очистки анодов и футеров­ки ванн, принципы работы при­боров и регулирующих уст­ройств, выход по току. Электролизник водных растворов дол­жен уметь вести весь процесс электролиза, обслуживать элек­тролизные и промывочные ванны и вспомогательное оборудование, регулировать силу тока и темпе­ратуру электролита, производить отбор проб, обеспечивать цирку­ляцию электролита, производить заполнение ванн раствором и слив его из ванн, руководить ра­ботой рабочих электролизного участка.

Об условиях повторения и закрепления материала на итоговом уроке

Итоговый урок. Повторяют и закрепляют знания об электроли­тическом производстве едкого натра и хлора. Проверяют, как уча­щиеся поняли экскурсионный материал. С этой целью учащимся предлагают, используя схему подземного растворения соли, объяснить, при каких условиях готовят рассол каменной соли непосред­ственно под землей, отметить достоинства и недостатки данного способа. В общих чер­тах охарактеризовать электролиз раствора хлорида натрия, осу­ществляемый в ваннах с твердым катодом и фильтрующей диа­фрагмой. Учащиеся вспоминают, что они видели на производстве; таблица с обозначениями помогает им воспроизвести устройство электролизера, рассказать об основных этапах его работы и тем самым показать понимание сущности процесса.

Закреплению полученных знаний будет способствовать реше­ние задач и упражнений на межпредметной основе. Учитель ре­шает задачу на доске, привлекая учащихся к объяснению дейст­вий. Затем предлагает классу самостоятельно решить аналогич­ную задачу. Для проверки правильности решения проецирует на экран с помощью графопроектора заранее заготовленное правиль­ное решение. Учащиеся самостоятельно исправляют допущенные недочеты или ошибки, осуществляя тем самым самоконтроль. В зависимости от того, как учащиеся усвоили материал, можно после одной-двух аналогичных задач предложить им задачу повы­шенной сложности и комбинированную. Это позволит учащимся применять полученные знания в нестандартных (творческих) усло­виях, а учителю — совершенствовать умение учащихся пользовать­ся знаниями, применять их в незнакомых условиях. Однако сле­дует помнить, что решения задач на творческом уровне нельзя требовать от каждого учащегося класса. Поэтому важно не забы­вать о дифференцированном подходе к обучению школьников ре­шению задач.

Повторение о паспортах безопасности на продукцию и итогах экскурсии

паспорт безопасности на изделиеУчитель обобщает, что разработка паспорта о безопасности химической продукции – задача производства, производителя продукции.  Паспортов может быть столько, сколько его производителей. Паспорта могут структурно различаться, но самое главное общее у них имеется – в паспортах содержится описание основных правил техники безопасности обращения с веществом.

В зависимости от времени, которое останется на уроке, и уров­ня подготовленности класса учитель может из приведенного ниже перечня выбрать две-три задачи для рассмотрения в классе, а ос­тальные перенести на заседание кружка, факультативное занятие и предложить наиболее подготовленным учащимся класса по ма­териалам экскурсии самостоятельно составить условия задач и показать, как они решаются.

Задачи

Какую массу едкого натра можно получить электролизом водного раствора хлорида натрия? Масса NaCl в растворе состав­ляет 33,4 т.

Какую массу едкого кали можно получить, если через вод­ный раствор калийной соли пропустить электричество, количество которого равно 96 500 Кл? Какое количество электричества необходимо пропустить че­рез раствор CuSO4, чтобы получить медь массой 7,94 г? В лаборатории на протяжении 10 ч проводили электролиз раствора NaCl при силе тока 0,5 А. Какой объем хлора (н. у.) при этом образовался? Какую массу натрия и объем хлора (н. у.) можно получить из расплава NaCl массой 6 т? Практический расход NaCl на 20% превышает теоретическую потребность (по массе).