Дискуссия у Босфора — о новых портах Петербурга и области

Третья международная конференция в Стамбуле

СтамбулВ Стамбуле, на седьмом этаже этого отеля, два дня шла дискуссия о новых портах в Петербурге и Ленинградской области.

Эта третья международная конференция «Порты, морские и речные грузовые перевозки в странах СНГ и Балтии» могла похвастаться составом: в Стамбул, на берег Босфора прибыли видные ученые, государственные чиновники высокого ранга, банкиры, руководители крупных фирм Великобритании, Германии, Израиля, Финляндии и других стран. Оба дня работали по двенадцать-четырнадцать часов.

О стратегии развития портов Петербурга

Именно в эти два дня стало очевидно, что стратегия развития портов Петербурга и Ленинградской области во многом строится на одном из наших преимуществ: из наших портов грузы могут прямиком по водным путям двигаться во внутреннюю Россию и далее на юг и восток. И совсем скоро можно ждать решения правительства, открывающего эти внутренние пути для судов под иностранными флагами. Мы имеем на этот счет вполне серьезные намерения. При больших объемах перевозок 9-й транспортный коридор, вообще, — идеальный вариант. Понятно, что вывод отсюда вполне конкретный: необходимо форсировать не только российские планы развития, но общие — всех стран Балтийского региона. Это нужно делать немедля: существуют, ведь, и другие планы. Например, изложенная Хельгой Вагнер, администратором проекта TRACECA (учебный центр порта Гамбурга) программа, которую часто называют «Шелковым путем XXI века». Как предполагается, этот путь должен пройти на оси Запад — Восток от Европы через Черное море, Кавказ, Каспийское море — в Среднюю Азию. Он, якобы, может заменить недостаточно эффективные сейчас традиционные трассы, проходящие по территории России. Чтобы этого не произошло, нужны энергичные действия. И действовать нужно не в одиночку, а вместе — всем странам, связанным с 9-м коридором.

Главы делегаций подписали совместное соглашение

Серьезные шаги на этом пути уже сделаны. Главы делегаций городов Любека, Ростока, Орхуса, Риги, Клайпеды, Гданьска, Калининграда и Санкт-Петербурга, Котки, Мариенхамна, Хельсинки и Турку, Кальмара и Стокгольма, Таллинна, а также Берлина, Варшавы, Бордо и Парижа подписали минувшей осенью совместное Заявление о готовности содействовать интеграции региона Балтийского моря в Новую Европу XXI века, об установлении более тесных связей между городами государств Балтийского региона. Образован клуб «Евразия», принято решение о создании Евро-Азиатского банка.

Можно назвать и другие в этом направлении практические шаги. Например, вступление «Финкейроса» в число участников конференции «Трансрашеэкспресс», созданной немецким «Посейдоном» и нашим ЗАО «Балтийские транспортные системы»; настойчивые предложения финского АО «Тхоместо-Инжинеринг» совместно с американской компанией «Купер и Смит» по строительству и дальнейшей эксплуатации рефтерминала на 1 млн. тонн в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»; проработки парижских портовиков по открытию контейнерной линии на Москву на судах «Ладога-100» (другие просто не поднимутся по Сене) и т.д.

О значении конференции

босфор— Эта конференция для нас — как градусник для больного, — говорит профессор Усанов, советник председателя Комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга. — Она объективно показывает наше состояние.

Борис Павлович вел на конференции одно из пленарных заседаний, выступал с докладом, много общался с участниками. А поскольку люди собрались не на парадное мероприятие, а на деловое, то и говорили они обо всем прямо, не стараясь позолотить пилюлю.

Речь шла о вещах нам хорошо известных. И, в первую очередь, — о высоких налогах.

Мы разделяем озабоченность наших партнеров сложностью российских таможенных операций, немалыми портовыми сборами, высокими тарифами на погрузочно-разгрузочные работы. А как разобраться в 350 актах, которые регламентируют транспортный процесс, порой, исключая друг друга? Мы сами часто страдаем от всего этого.

— Но мы работаем, чтобы уменьшить этот прессинг, — сообщил на конференции Усанов.

О едином узле космической спутниковой связи

Участники конференции узнали не только о намерениях, но и о том, что уже делается. После долгих согласований начал создаваться единый узел космической спутниковой связи — Телепорт. Прорисованы контуры отраслевых центров транспортной логистики. ЗАО «Балтийские транспортные системы» совместно с Балтийской таможней внедряют элементы электронной обработки документации, обеспечивая выход грузовика с парома через 19 минут после подхода к причальной стенке. А Комитет экономики и промышленной политики подписал с Октябрьской железной дорогой, Северо-Западной транспортной компанией «Транском-Интер» и немецкой фирмой «Фиге-Логистик» соглашение о создании в местечке Шушары логистического центра мультимодальных перевозок. В практической работе сейчас можно надеяться на опытность и профессионализм немалого числа агентов, экспедиторов, стивидоров, грузоперевозчиков. И, тем не менее, внесены предложения о совершенствовании лицензирования их деятельности, формирования пакета документов о регулировании и контроле за наличием у компаний нормативных документов (деклараций о соответствии, сертификатов соответствия на продукцию и других важных документов).

Узнали в Стамбуле и о том, что на совместном заседании коллегии Минтранса и Государственного таможенного комитета уже определены меры, упрощающие таможенные процедуры. Изменит свое лицо и Морская администрация порта, перейдя в двойное подчинение — Минтрансу и правительству города, которое получит право активно влиять на размеры портовых сборов.

Участники конференции — люди опытные. Они понимают, что любые оргмеры приносят плоды не сию минуту. Нужно время, чтобы они сработали.