Главная » Архивы-2 » Дело слаженное и тесное - экономические связи Петербурга

Дело слаженное и тесное — экономические связи Петербурга

Ирина Бобович, профессор, доктор экономических наук

Таисия Китанина, профессор, доктор исторических наук

Грузы с сопровождающими документами шли в российскую столицу

Дело слаженное В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Петербург, столица России, был самым крупным городом России. В 1912 г. здесь проживал 1 млн. 900 тыс. чел. (в Москве почти на 300 тыс. меньше). Столица являлась и крупнейшим промышленным центром страны: в 1913 г. тяжелая индустрия давала здесь более 2/5 всей российской продукции. По стоимости производства и по темпам роста в Петербурге лидировали отрасли, составлявшие основу индустриального развития: машиностроение и судостроение, металлообработка и энергетика, технически модернизированные бумажное и текстильное производства. Все это было подробно описано, документировано и теперь есть возможность изучать исторические справки и статистику.

Периферия не только аграрная

Будучи крупнейшим государственно-административным центром, Петербург тысячью нитей связан был с периферией — как в административном, так и в хозяйственном отношении. Его исключительно емкий потребительский рынок стимулировал приток товаров, укреплял хозяйственные связи.

Экономические контакты Петербурга, вытекавшие из особенностей его сформировавшихся технических условий, способов его индустриального развития, были двоякого рода.

С одной стороны, экономический комплекс столицы нуждался в постоянном притоке металла, топлива, сырья для текстильной, писчебумажной, кожевенной, меховой и прочих отраслей промышленности. Поставки такого рода шли, главным образом, из южных районов Европейской России и Сибири. Куда Петербург в свою очередь отправлял готовую продукцию своей высокоразвитой обрабатывающей промышленности. К началу ХХ века экономические связи столицы уже вполне устоялись. Определилось и традиционное направление ее основных грузопотоков.

Другой род экономических связей был обусловлен движением товаров, удовлетворявших высокий потребительский спрос петербургского населения. Здесь важное место отводилось Северо-Западу. На протяжении второй половины XIX столетия в этом регионе происходили события, аналогичные событиям на других территориях страны. Наблюдалось усиление многих промышленных центров, возникновение новых, перемещение торговых рынков, изменение направления движения промышленных и сельскохозяйственных грузов. Происходивший здесь процесс консолидации промышленности и торговли способствовал слиянию бесчисленных мелких рынков, разбросанных по огромной территории. Массовый приток товаров по новым железнодорожным линиям резко оттеснил гужевые перевозки и заметно сократил интенсивность водных путей.

И сушей, и водными путями

Мы коснулись внутренних источников обеспечения Петербурга. Но большую роль в этом играли и внешние торговые связи. Петербургский порт и тогда являлся крупнейшим на балтийской внешнеторговой трассе. Через его ворота столица получала многие виды товаров и отправляла на внешний рынок российское сырье и продукцию.

В 1912 году грузооборот Петербургского порта составил 113 млн. пудов товаров по погрузке и 227 млн. пудов по выгрузке. Ввозились в столицу и транспортировались дальше различные промышленные изделия,

  • станки, машины и инструменты,
  • каменный уголь и кокс,
  • удобрения,
  • химические материалы,
  • хлопок-сырец,
  • табачные изделия,
  • гастрономические,
  • колониальные,
  • кондитерские товары,
  • пряности.

Вывозил Петербург:

  • хлеб,
  • масло,
  • яйца,
  • сахар,
  • лен,
  • кожи,
  • дерево,
  • руды.

В целом, как отмечал современник, Петербург являлся «потребителем…, поглощающим массу ценностей, а именно: до одной трети всего заграничного «привоза» по европейской границе, до одной шестой всего количества товаров, привозимых по внутренним водам».