Актуальные вопросы разработки и оформления паспорта изделия

IX Международный профессиональный конкурс «Лучшее шампанское, вино и коньяк года»

1 часть

Актуальные вопросы Мероприятие под таким названием, ежегодно проводи­мое головным отраслевым институтом пивоваренной, пиво-безалкогольной и винодельческой промышленности (ВНИИ ПБ и ВП) при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ и Российской академии сельскохозяйственных наук, в среде виноделов считается наиболее значимым и предста­вительным. На этот конкурс съезжаются практически все ру­ководители и главные специалисты со всех винодельческих регионов России и бывших союзных республик. Программа форума включала проведение семинара «Актуальные вопросы разработки и оформления паспорта изделия» и закрытое заседание жюри конкурса.

Об условиях проведения конкурса в нынешнем году

В этом году в работе симпозиума, проходившего в ГУ ВНИИ ПБ и ВП РАСХН (Москва) с 14 по 18 ноября, приняли участие представители РАСХН, Федерального агентства по сельскому хозяйству, Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, Национального союза участников алкогольного рынка России, Национального Межпрофес­сионального Бюро по коньяку (BNIC, Франция), производс­твенного корпуса и ведущие специалисты винодельческой отрасли.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились вице-президент Российской академии сель­скохозяйственных наук академик Е.И.Сизенко, заместитель руководителя Департамента рынка и услуг Москвы кандидат юридических наук В.А.Слепак и директор ГУ ВНИИ ПБИ ВП, доктор технических наук, профессор академик РАСХН Л.А.Оганесянц.

В программу конкурса входила дегуста­ция для участников мероприятия и блок культурно-просветительных мероприятий.

О работе семинара и обсуждаемых условиях решения вопросов

На повестку дня семинара «Актуальные вопросы разработки и оформления паспорта изделия» были вынесены наиболее ак­туальные вопросы, стоящие перед предприятиями отрасли в свете последних изменений и дополнений, внесенных в законодательные акты и нормативную документацию и всту­пающих в силу уже с 01.01.2006. Освещению этих проблем и конкретным мерам по их реализации были посвящены доклады, с которыми выступили:

  • Н.А.Мехузла — ведущий научный сотрудник ГУ ВНИИ ПБ и ВП, доктор технических наук («Актуальные вопросы повышения качества и конкурентоспособности отечественной винодельческой продукции»);
  • О.Д. Парагульгов — президент некоммерческой организа­ции «Национальный союз участников алкогольного рынка», кандидат технических наук («Об изменениях нормативно-правовых актов, регули­рующих производство и оборот алкогольной продукции»);
  • Л.Н.Беневоленская — заведующая отделом стандарти­зации и сертификации ГУ ВНИИ ПБ и ВП («О совершенс­твовании технического регулирования в винодельческой отрасли»);
  • Р.П.Точилина — руководитель испытательной лаборато­рии ООО «Дионис Клуб», кандидат технических наук («Контроль характеристик цветности красных вин как объективный показатель их качества»).

Доклад об условиях недопустимости использования в наименованиях про­дукции некоторых указаний

Актуальные вопросы разработкиОсобого внимания заслуживает выступление предста­вителя Национального Межпрофессионального Бюро по коньяку (BNIC, Франция) господина Жана Батиста, посвященное недопустимости использования в наименованиях про­дукции географического указания, не соответствующего фактическому месту производства этой продукции. В час­тности, это касается продукции с такими географическими указаниями, как «коньяк», «бордо», «шампань».

Кстати, на прошлогоднем семинаре этот вопрос уже поднимал его коллега — эксперт Комиссии ЕС по винодельческой продук­ции директор департамента юридической, экономической службы BNIC господин Азиз Аллам. Французскую сторону, по-ви­димому, смущает вольное обращение наших производи­телей с их географическими указаниями (примечание от автора).

Какие условия нужно соблюдать, указывая географическую точку производства

Господин Жан Батист пояснил, что географическое указание применимо только к продукции, произведенной в данной географи­ческой точке, из выращенного в этой местности сырья, с соблюдением эксклюзивной технологии, обладающим опытом производства данной продукции коллективом. При этом не следует путать понятие географического указания с маркой изделия.

Если марка изделия, произведенного в местности географического указания принадлежит конкретному производителю и является его собственностью, то географическое указание — собственность национальная и принадлежит всему государству. Далее докладчик пояснил значимость географического указания бренда «коньяк» для экономики Франции в целом и одноименного региона в час­тности. Экспорт коньяка приносит Франции 1,2 миллиардов евро дохода в год. В производстве этой продукции занято 19000 работающих, включая смежников.

Докладчик подчеркнул, что во многих странах мира поняли значимость географи­ческого указания для реализации своей продукции:

  • Китай — чай, рисовая водка;
  • Южная Америка — кофе;
  • Марокко – цитрусовые.

Экономика каждой страны в будущем будет во многом зависеть от географического указания в наименовании продукции. И, наконец, географическое указание на наименовании продукции законодательно защищено ЕС и ВТО.

Об условиях проведения главной составляющей форума

Основное внимание участников форума, естественно, было сосредоточено на главной составляющей форума: конкурсной оценке качественных показателей винодель­ческой продукции.

На закрытое заседание жюри конкурса и конкурсных комиссий было представлено 320 образцов, в том числе:

  • шампанских, игристых и газированных вин — 71;
  • вин виноградных и плодовых – 159;

коньяков и других крепких напитков — 90, от 62 предпри­ятий-производителей, дистрибьюторов и торговых домов Аргентины, Армении, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Испании, Литвы, Молдовы, Новой Зеландии, России, Укра­ины, Франции, Чили, ЮАР.