Главная » Архивы-2 » 70 лет ижевскому мотоциклу - нынешние условия производства

70 лет ижевскому мотоциклу — нынешние условия производства

нынешние условияНа прошлой неделе отмечались День машиностроителя и 70 лет ижевскому мотоциклу. За эти годы было много чего хорошего. Разработали модели, оформили и выпустили техническую документацию, позволяющую произвести 10 миллионов мотоциклов. За счет этих наработок в технологиях и подготовленном персонале Ижевск стал родиной мотоциклостроения в России.

К сожалению, все это — в прошлом. Сегодня все праздничные мероприятия превратились в своеобразный пир во время чумы и предвыборную агитацию. А ситуация стала просто критическая. Как сказал исполнительный директор Ижмаш-мото А. Д. Селюнин, на сегодняшний день предприятие находится в состоянии дефолта. Только ли Ижмаш-Мото находится в таких технических условиях?

Проекты и контракты Ишмаша – сегодняшнее положение дел

За 1997 год Ижмаш разработал техническую документацию позволяющую развивать новые направления и ведущую к выгодным контрактам и договорам, открывающим перед его предприятиями новые перспективы в условиях рынка. В частности, дан старт развитию автомастерских по ремонту мотоциклов, владельцы которых уже получили сертификаты соответствия на услуги СТО —  возможность добровольного прохождения сертификации успешно действует и эту возможность нужно использовать, чтобы подтвердить качество своих услуг.

Уже можно назвать соглашение о выпуске южнокорейских автомобилей Хёндэ, соглашение о сотрудничестве с американской компанией Смит и Вессон, договор о сотрудничестве с нефтяной компанией ЛУКОЙЛ и другие проекты.

Но в 1998 году было собрано всего 200 автомобилей Хёндэ.

А в 1999 году о Хёндэ уже и речи не ведется. То же самое произошло с ВАЗом и иными проектами. По-видимому, никакой реальной работы на производстве, кроме написания технических условий для новых проектов, подписания договоров и соглашений, которые благополучно не реализовываются и сбрасываются в мусорную корзину, на предприятии не ведется? Не делается даже рекламы, направленной на реализацию и сбыт продукции предприятий производственного объединения. Потенциальные покупатели и партнеры просто не подозревают о существовании Ижмаша.

Вчитавшись в документы: долг Ижмаш-Мото поставщикам к июлю 1999 года составил около 180 миллионов рублей, из них предприятиям Удмуртии — 130 000 000. Нет причин думать, что к сентябрю удалось хоть что-то погасить, и тем более нет причин думать, что автозавод должен меньше. Эта проблема далеко не сегодняшнего дня. Еще в 1997 году Гродецкий говорил, что главной задачей мы считаем выплату всех долгов и восстановление социальных гарантий работникам. А воз и ныне там. С 1997 года на предприятиях Ижмаша висит как задолженность по зарплате, так и долг поставщикам, который, кстати, успел подрасти с тех пор раза в три.

В результате не погашения долгов ПО Ижмашем бюджет Удмуртии и различные внебюджетные фонды не получили по крайней мере 50 миллионов рублей. Врачи, учителя, научные работники.

«Как умудрились почетный статус сверхдержавы разменять на позорный статус страны-должника?», спрашивал Юрий Лужков на учредительном съезде Отечества. Видимо, точно так же, как и статус ведущего завода разменяли на статус ведущего должника. Сами же масштабы неплатежей основательно подорвали доверие к Ижмашу со стороны банков и инвесторов. А на сегодняшний день спасти предприятие могут только кредиты и инвестиции.

Будут ли созданы условия восстановления предприятия?

ДОАО Ижмаш-Авто, некогда ведущее предприятие Удмуртии, основа ее экономики, к 1999 году превратилось в финансовую черную дыру, в балласт для планомерно нищающей республики. Начиная с 1990 года автозавод медленно умирал:

  • 1990 год — 180 тыс. автомобилей в год,
  • 1992 — 115 тыс.,
  • 1995 — 25 тыс.,
  • 1997 — 8 тыс.,
  • 1998 — 10 тыс. автомобилей.

За это время была предпринята не одна попытка реанимировать предприятие. Менялся руководитель, менялись проекты развития, долгосрочные и краткосрочные планы, каждый из которых представлялся руководством как невиданно выгодный для автозавода, рабочих и жителей Удмуртии.

В Таджикистане начали выпуск минских мотоциклов. Почему не наших, ижевских мотоциклов? Оказывается, таджикам сказали, что в России мотоциклов больше нет, — этими словами генеральный директор ПО Ижмаш В.П.Гродецкий дал понять, что сбытом никто не занимается и все пущено на самотек.

Чья это вина? Таджиков, которые ничего не знают про Ижевск, или конкретного руководителя производства, не занимающегося популяризацией своей продукции, ни сохранением тех документации на нее?

Создается впечатление, что руководители наших предприятий не в состоянии решить накопившиеся проблемы экономическими методами.